Chinasp.ru

Авто Клондайк
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизельный ЗИЛ-4331

Дизельный ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331 – это первый отечественный грузовик с дизельным силовым агрегатом. Серийно его стали выпускать на заводе им. Лихачева с 1987 года. За время производства с конвейера сошло более 1,6 млн. единиц всех модификаций. Не смотря на то, что сборка давно прекращена (2003 г.), эта надежная и неприхотливая техника до сих пор встречается на дорогах страны в большом количестве.

Дизельный мотор ЗИЛ-645 к началу выпуска подготовить не успели. Поэтому первые ЗИЛ-4331 пошли на рынок с бензиновыми двигателями ЗИЛ-508.10.

описание обзор на дизельный ЗИЛ-4331

Общие сведения

История создания автомобиля ЗИЛ 4331 начинается в 1970-х годах. Тогда в СССР наблюдался серьезный дефицит новой производительной техники с значительными эксплуатационными характеристиками. Ситуацию доверили исправлять специалистам завода имени Лихачева. Вместе с представителями Камского автомобильного завода они разработали принципиально новую модель, в основу которой легла одна из модификаций КамАЗа. Грузовую машину отличали улучшенное освещение, новый мотор и более современный дизайн. Результат совместной работы получился удивительным. Специалисты создали новый автомобиль с значительной надежностью и проходимостью.

maxresdefault

Дебютный опытный образец был представлен в 1977 году. Ему суждено было стать родоначальником нового для завода семейства продуктов – дизельных грузовиков. В начале 1980-х годов транспорту присвоили индекс ЗИЛ 4331. Автомобиль дорабатывали до 1985 года, после чего утвердили окончательную конструкцию. В 1987 году семейство ЗИЛ 4331 встало на конвейер. Первые версии получили 150-сильный бензиновый агрегат ЗИЛ 508.10, дополненный 5-ступенчатой механической коробкой передач. Позднее появились дизельные модификации. Для модели разработали атмосферный дизельный 165-сильный агрегат ЗИЛ 165 с объемно-пленочным смесеобразованием. Работал он в паре с механической синхронизированной 9-ступенчатой трансмиссией.

Внешность автомобиля получилась довольно стандартной. Очертаниями он напоминал большой прямоугольник. Спереди красовалась необычная радиаторная решетка, расположенная достаточно высоко. Она занимала очень много места. По бокам установили брызговики, которые резко отходили от общего корпуса. В глубине прятались колеса. Бампер ЗИЛ 4331 немного выступал вперед и был выполнен из прочного металла, служа дополнительной защитой. Концы бампера охватывали весь корпус, предохраняя кабину оператора от случайных повреждений. Сама кабина оператора имела угловатые очертания.

osnovnoy_vid_10_opt

Машина получила самосвальный отсек, который позволял перевозить многообразные грузы. Автомобиль легко управлялся с большим количеством удобрений, гравия, песка, щебня, камней, дерева и транспортировал даже тяжелые металлоконструкции. Позднее появились модификации, позволявшие перевозить жидкий бетон на некрупные дистанции. Подобными характеристиками на тот момент не обладал ни один автомобиль.

Читайте так же:
Уличный датчик движения для включения света с регулировкой времени

ЗИЛ 4331 несколько раз модернизировали, а количество многообразных модификаций на базе данной модели постоянно увеличивалось. Наиболее интересная версия вышла в 1992 году. Автомобиль с отдельным местом, позволяющим отдохнуть 2 пассажирам, быстро нашел своего покупателя. Модель комплектовалась новыми боковыми обтекателями и мощным 9,55-литровым агрегатом (200 л.с.). Последующие преобразования касались установки более совершенных кабин на шасси старого поколения.

Всего насчитывалось несколько десятков модификаций ЗИЛ 4331. Наиболее примечательные из них:

  • ЗИЛ 433100 – базовая версия с мотором ЗИЛ 645;
  • ЗИЛ 433102 – шасси базовой модели;
  • ЗИЛ 432900 – короткобазная модификация с дизельным двигателем;
  • ЗИЛ 433104 – шасси для пожарного автомобиля;
  • ЗИЛ 433116 – базовая модификация на экспорт;
  • ЗИЛ 4332А – длиннобазная версия с мотором ЗИЛ 645 (серийный выпуск модели не осуществлялся);
  • ЗИЛ 442100 – седельный тягач с мотором ЗИЛ 645 и колесной базой в 3800 мм;
  • ЗИЛ 442160 – седельный тягач с мотором ЗИЛ 645 и колесной базой в 3300 мм;
  • ЗИЛ 442300 – седельный тягач с агрегатом ЗИЛ 645, колесной базой в 4500 мм и спальной кабиной оператора.

ЗИЛ 4331 имел многофункциональный тип кузова, позволяющий перевозить многообразные сыпучие материалы, жидкости и твердые материалы. Благодаря этой способности автомобиль использовался в многообразных отраслях. Неприхотливость и значительная надежность сделали модель популярной в строительстве, сельском и лесном хозяйстве и у коммунальных служб.

Экстерьер

Внешнее оформление автомобиля по своей форме напоминает прямоугольник. Во фронтальной части имеется высоко размещенная оригинальная решетка радиатора. По бокам расположены резко отделенные от всего корпуса брызговики. Колеса посажены глубоко, а бампер, изготовленный из прочного металла, выступает вперед.

Конструкция этого элемента охватывала большую часть кабины, служа защитой от случайных повреждений. Само рабочее место обладает угловатой конфигурацией. Грузовик 645-ЗИЛ получил самосвальный отдел, позволяющий транспортировать различные сыпучие грузы. Также имелась возможность перевозки бетона, древесины, металлоконструкций.

дизель зил 645

Каждая система ЗИЛ-4331 имеет довольно внушительный вес:

  • полностью укомплектованное колесо (диск, камера, шина) – 93 кг;
  • платформа (без расширительных опор и других механизмов) – 860 кг;
  • вес радиатора (без хладагента) – 20 кг;
  • дополнительная рессора из листовой стали – 27 кг;
  • рессора задней части платформы – 75 кг;
  • рессора передней части платформы – 60 кг;
  • карданный вал – 59 кг;
  • ведущий мост (без колес) – 290 кг;
  • мост задний (без установленных на нем колес) – 520 кг;
  • вес силовой установки – 720 кг;
  • вес силовой установки со всем дополнительным оборудованием – 960 кг;
  • КПП – 200 кг;
  • вес водительской кабины вместе с креслами и остальным наполнением – 550 кг;
  • рамная конструкция (вместе с буфером) – 540 кг.
Читайте так же:
Регулировка трапеции стеклоочистителя дэу нексия

История ЗИЛ-130: всё об одном из самых массовых грузовиков СССР 16:31, 9 марта 2021 Версия для печати

Рассказываем о легенде советского, а в последствии и российского автопрома — среднетоннажном грузовике ЗИЛ 130 (позднее — 431410) с запоминающейся фирменной кабиной голубого цвета.

Автомобиль с грузоподъёмность 5-6 тон, сменивший ЗИЛ-164 в 1962-м году, также получил своё имя в честь московского Завода имени Лихачёва (сокращённо — ЗИЛ), где он разрабатывался и производился. Этот грузовик стал одной из самых массовых машин в истории «союзной» автомобильной промышленности и настоящим символом доперестроечной эпохи, за всю историю которого было выпущено почти 3,5 млн единиц.

ЗИЛ-130 получил большое распространение как в народном хозяйстве, так и в армейском обиходе, имел множество серийных и опытных модификаций, включая несколько седельных и бортовых тягачей (ЗИЛ-130В, ЗИЛ-130ВТ, ЗИЛ-130А), автокран (ЗИЛ-130-76), шасси для самосвалов строительного и сельхозназначения (ЗИЛ-130Д, ЗИЛ-130Б), автобусов, пожарные машины и даже спортивный грузовик.

С 1986 года ЗИЛ-130 получил обновленный индекс и стал ЗИЛом-431410, но это было по документам, а в народе он так и остался «ЗИЛом 130».

Гоночный ЗИЛ-130. Фото: zen.yandex.ru

Ключевые моменты истории Зил-130

Работы по созданию нового грузового автомобиля стартовали в 1953 году, их возглавил глав. конструктор грузовиков Анатолий Маврикиевич Кригер и ведущий конструктор Георгий Александрович Феста, а уже к декабрю 1956-го появился первый опытный образец.

За внешний вид автомобиля отвечала ведущий художник «лихачёвского завода» по фамилии Киселёва, а дорабатывал его выпускник «Строгановки» Эрик Владимирович Сабо, впоследствии прославившийся на весь мир, получив Гран-при 1967 года в Ницце за микроавтобус «Юность».

Название ЗИЛ 130 появилось не сразу, изначально проект именовался ЗИС-125 и ЗИС-150М.

В 1959 году грузовик был представлен на знаменитой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (она же ВДНХ). В феврале 1961-го для него окончательно утвердили проектное задание, а в сентябре 1962-го первые 5 единиц ЗИЛ-130 отправили в опытную эксплуатацию на Ярославский шинный завод (сейчас входит в состав холдинга «Кордиант»). Уже спустя год машины пошли с конвейера.

Читайте так же:
Как регулировать клапана на дэу джентра

В 1973 году грузовик был отмечен Знаком качества Советского Союза.

За первые 10 лет массового производства был выпущен 1 000 000 единиц ЗИЛ-130, а за следующие 8 лет, то есть к 1982 году — ещё один миллион.

В 1986 году ЗИЛу-130 вместе с его модификациями дали новое числовое обозначение — 431410, которое фигурировало, в большей степени, в документах. Тогда же у этой модели появился многоконтурный привод тормозов (МТП) по примеру автомобилей КАМАЗ, и это на тот момент стало единственной инновацией.

Фото: www.gruzovikpress.ru

Параллельно ЗИЛ 130 выпускали и на других автозаводах СССР, но в меньших масштабах – например, на Читинском автосборочном заводе. Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) выпускал грузовики КАЗ-608, КАЗ-608В на узлах ЗИЛ-130, а Чкаловский автобусный завод поставил автобусы «Таджикистан-5» (Таджикистан-3205) на его шасси.

Последние его модификации изготавливались с 1995-го до 2014 года на УАМЗе (Уральский автомоторный завод), который некогда был филиалом ЗИЛа и специализировался на армейских грузовых автомобилях. Здесь ЗИЛ-431410 обозначили новыми индексами: УАМЗ-43140 и АМУР-43140. Для этих модификаций стали использовать разные двигатели, в том числе и дизельные, начали устанавливать кабины и оперение (прим. — так у грузовиков называют облицовку радиатора, капот, боковины капота, крылья, брызговики, подножки) от ЗИЛ-131 и ЗИЛ-433360.

Фото: spectekhnika.info

Технические особенности ЗИЛ-130 (431410)

Грузовик работал на 4-тактном карбюраторном V-образном верхнеклапанном двигателе с 8-ю цилиндрами мощностью 150 «лошадей», схожего с точки зрения конструкции с двигателем представительской модели ЗИЛ-111, рассчитанного на главную марку бензина той эпохи — А-76.

Автомобиль оснащался синхронизированной коробкой передач с 5-ю ступенями и гидравлическим усилителем руля, а некоторые ЗИЛы-130 комплектовались предпусковым подогревом двигателя.

В кабине было 3 места, работал пневматический стеклоочиститель и ножной омыватель ветрового стекла. В дальнейшем появились транзисторное зажигание, генератор переменного тока и ещё ряд новшеств. Менялись щиток приборов и шарниры карданной передачи — на аналог другой конструкции.

Внешний вид кабины также претерпевал незначительные изменения. У первых кабин «130-го ЗИЛа» было два вентиляционных люка на крыше и воздуховодный лючок в левой части — выше уровня педали сцепления, однако к 70-м годам все они были поэтапно убраны.

Читайте так же:
Ручка регулировки наклона спинки сиденья ланос

Кабина от ЗИЛ-130 с 1967-го года устанавливалась на гусеничный вездеход «Витязь» (В-1), создаваемый в рамках сотрудничества спец. КБ «Газстроиймашина» и Конструкторского бюро Завода Лихачёва.

До начала 70-х высота бортов у бортовых автомобилей ЗИЛ-130 равнялась 685 мм, а затем её уменьшили до 575 мм.

Тайна голубой кабины

Голубой цвет кабины ЗИЛа-130, ставший его визитной карточкой, вспомнят все, кто когда-либо видел этот грузовик, даже если они совсем не разбираются в моделях автомобилей.

Согласно первой версии происхождения этого феномена, на предприятиях СССР в изобилии были краски только нескольких цветов, в том числе — голубого, и даже знаменитый тёмно-зеленый оттенок краски для военной техники получали путём смешивания жёлтой и голубой красок.

По другой версии, автодизайнер Эрик Сабо руководствовался тем, что на территории СССР, где летом много зелёного, осенью — жёлтого, а зимой — белого, голубой цвет кабины всегда будет выделяться.

Не исключено, что голубой цвет был выбран исходя из совокупности этих двух факторов.

ZIL-Barreiros

Переоборудование и создание специализированных автомашин на базе ЗИЛ-130 происходило не только на территории СССР, но и в дружеских социалистических странах, куда он экспортировался.

Уникальный случай произошёл с ЗИЛ-130 на Кубе. В 1980 году кубинское государственное предприятие Martires de Giron развернуло кампанию по перемоторизации этого грузовика, заменив «родной» двигатель на свой дизель. Это стало следствием решения правительства Кубы перейти на бережное потребление ресурсов, заменив в автомобилях бензиновые двигатели дизелями. Причём в создании кубинского «дизельного ЗИЛ-130» участвовал испанский производитель дизельных двигателей — компания Barreiros Diesel S.A. Поэтому данная модификация получила весьма экзотическое для нашего слуха название ZIL-Barreiros.

Фото: gruzovikpress.ru

Профессия: водитель ЗИЛ-130

На водителя ЗИЛ-130 можно было обучиться в ДОСААФ, потому как в СССР хорошо осознавали перспективность такой специальности. Например, известно, что основатель воронежской рок-группы «Сектор газа» Юрий Клинских пошёл в ДОСААФ от военкомата учиться на водителя ЗИЛ-130, чтобы как можно проще получить водительские права. Эта специальность помогла будущей рок-звезде и в армии, где он служил водителем-механиком танка.

Юрий Клинских возле ЗИЛ-130, источник: https://www.drive2.ru/b/2435155/

Читайте так же:
Микрометр для регулировки клапанов на авто

Особенности конструкции автомобиля ЗИЛ-4334

Автомобиль оснащен усиленной механической пятиступенчатой коробкой передач, в которой четыре передачи синхронизированы. В КПП предусмотрена возможность частичного отбора мощности (до 30 л. с.) для обеспечения работы различного навесного оборудования. Сцепление автомобиля – однодисковое с гидроприводом и пневмоусилителем.

Раздатка ЗИЛ-4334 имеет две ступени, привод осуществляется на все три моста автомобиля. При переключении на нулевую передачу происходит автоматический запуск переднего моста. Защиту от одновременного включения нескольких передач обеспечивает шариковое устройство. В раздаточной коробке имеется специальный люк, через который также возможен отбор мощности на дополнительные устройства. Отбирать можно до 60 л. с.

Все ведущие мосты автомобиля оснащаются принудительной блокировкой.

ЗИЛ-4334 с тентом

Бортовой ЗИЛ-4334 с тентом

Высокая проходимость автомобиля и плавность хода обеспечивает независимая подвеска колес. ЗИЛ-4334 имеет тормозную систему барабанного типа с пневмоприводом. Она оснащена влагомаслоотделителем, в функции которого входит очистка воздуха от посторонних примесей. Причем по заверению производителя эта система не требует обслуживания на протяжении двух лет эксплуатации.

Шины ЗИЛ-4335 имеют грунтозацепы в форме косой «елочки», благодаря чему они отличаются повышенным коэффициентом сцепления с грунтом. Кроме того, машина имеет систему регулировки давления в колесах, что также повышает проходимость автомобиля. При необходимости возможна постоянная подкачка шин.

Электрооборудование работает с напряжением 24 В, в его состав входят генератор и два аккумулятора.

Отзывы владельцев и цены

Средняя стоимость различных модификаций:

СамосвалТягачБортовойС манипуляторомПожарная модель
1 500 000 руб.1 350 000 руб.1 300 000 руб.1 800 000 руб.3 500 000 руб.

Максим, 40 лет, Архангельск: «Проработал на сельхознике ЗИЛ около 3 лет. Техника хорошая, надежная. Из недостатков могу выделить только большой расход дизельного топлива».

Сергей, 31 год, Магнитогорск: «Покупал б/у модель за 700 000 руб. Сразу же заменил двигатель и опорную раму. Рекомендую установить шумоизоляцию в кабину для более комфортной работы».

Роман, 52 года, Астрахань: «Проработал на бортовом автомобиле почти 15 лет. За все это время только 1 раз ремонтировал тормоза и менял проводку».

Григорий, 49 лет, Липецк: «Это мощный и надежный транспорт, но с большим расходом топлива. Еще из минусов выделю тормозную систему, которая часто выходит из строя».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector