Chinasp.ru

Авто Клондайк
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство автомобилей

Устройство автомобилей

многоконтурные тормозные приводы автомобилей

Многоконтурные тормозные приводы обеспечивают современные требования безопасности движения автомобиля.
Многоконтурный привод с независимой работой каждого контура применяется на современных автомобилях марки «КамАЗ», современных моделях автомобилей марки «ЗиЛ», «МАЗ» и различных автобусах.
В тормозных системах этих автомобилей много общего, как в назначении отдельных контуров, так и в используемых приборах. Более того — многие приборы пневмопривода отечественных грузовых автомобилей разных марок имеют одинаковую конструкцию и взаимозаменяемы.

Общее устройство многоконтурного пневматического привода рассмотрим на примере автомобиля марки «КамАЗ». Аналогичную конструкцию пневматического привода тормозов имеют тормозные системы автомобилей «МАЗ» и «ЗиЛ».

Многоконтурный привод тормозов автомобиля «КамАЗ»

Тормозная система автомобиля КамАЗ-5320 (рис. 1) включает в себя следующие элементы:

  • рабочую тормозную систему;
  • стояночную тормозную систему;
  • запасную тормозную систему;
  • вспомогательную тормозную систему;
  • систему аварийного растормаживания;
  • выводы для питания сжатым воздухом тормозных систем прицепов и полуприцепов.

Тормозная система состоит из пяти независимых контуров:

  • контур привода рабочей тормозной системы передних колес;
  • контур привода тормозной системы колес задней тележки;
  • контур привода стояночной и запасной тормозной системы;
  • контур привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей сжатого воздуха;
  • контур аварийного растормаживания тормозного механизма стояночной тормозной системы.

Независимость действия каждого контура обеспечивается специальными двух- и трехсекционными клапанами, позволяющими поддерживать работоспособность исправных контуров при потере герметичности одним из них. Выдерживается и пропорциональность между интенсивностью торможения и величиной усилия, прикладываемого к тормозной педали.

Световая и звуковая сигнализация предупреждают водителя о выходе из строя приборов (контуров) тормозной системы и понижения давления сжатого воздуха ниже 65% от номинального, которое составляет 0,7…0,75 МПа. Каждая тормозная система состоит из тормозного привода и тормозных механизмов.
Пневматический тормозной привод состоит из общего участка питания контуров сжатым воздухом и пяти перечисленных выше независимых контуров.

пневматический привод тормозов автомобиля КамАЗ

Для просмотра схемы в увеличенном виде щелкните мышкой по рисунку.
Схема откроется в отдельном окне браузера.

Общий участок питания контуров состоит из компрессора, регулятора давления, предохранителя от замерзания конденсата и конденсационного ресивера. Воздух по воздухопроводу подходит к двух- и трехсекционным защитным клапанам, а затем расходится по пяти независимым контурам.

Первый контур

Привод тормозных механизмов колес переднего моста включает в себя часть тройного защитного клапана, ресивер объемом 20 литров с краном слива конденсата, часть двухстрелочного манометра, нижнюю секцию двухсекционного тормозного крана, клапан ограничения давления, клапан контрольного вывода, тормозные камеры передних колес, трубопроводы от нижней секции двухсекционного тормозного крана к нижней секции клапана управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом и от него к клапану управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом, к разобщительным кранам и соединительным головкам, предназначенным для присоединения пневмопривода тягача к пневматическому приводу прицепа или полуприцепа.

Читайте так же:
Как отрегулировать карбюратор гбо ваз 2107

Второй контур

Привод тормозных механизмов колес задней тележки и прицепа включает в себя часть тройного защитного клапана, два ресивера общим объемом 40 литров, часть двухстрелочного манометра, верхнюю секцию двухсекционного тормозного крана, автоматический регулятор тормозных сил, четыре тормозных камеры колес задней тележки, клапан контрольного вывода, верхнюю секцию клапана управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом, те же узлы привода, что были перечислены в первом контуре, воздухопроводы и шланги между перечисленными элементами и приборами.

Третий контур

Привод тормозных механизмов стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа, а также питания комбинированного привода тормозных механизмов прицепа включает часть двойного защитного клапана, два ресивера общим объемом 40 литров, клапан контрольного вывода, кран управления стояночной и запасной тормозными системами, ускорительный клапан, часть двухмагистрального перепускного клапана, четыре пружинных энергоаккумулятора, трубопроводы и шланги между вышеназванными узлами.
Кроме перечисленного в третий контур входят трубопровод от крана стояночной и запасной тормозных систем к средней секции клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом, ресивер к одинарному защитному клапану управления тормозными механизмами однопроводным приводом и разобщительным клапаном, соединительные головки (головки типа «А» однопроводного привода тормозных механизмов прицепа, головка типа «Палм» двухпроводного привода).

Четвертый контур

Привод вспомогательной тормозной системы и питания потребителей сжатого воздуха включает в себя конденсационный ресивер, часть двойного защитного клапана, два цилиндра привода заслонок вспомогательной тормозной системы, один цилиндр выключения подачи топлива ТНВД, трубопроводы и шланги между вышеперечисленными приборами. От этого же контура сжатый воздух поступает к потребителям (стеклоочистители, пневмогидравлический усилитель сцепления и др.).

Пятый контур

Привод системы аварийного растормаживания тормозных механизмов стояночной тормозной системы включает в себя часть тройного защитного клапана, кран системы аварийного растормаживания, часть перепускного клапана, воздушные ресиверы, воздухопроводы и шланги между перечисленными приборами.

Читайте так же:
Как отрегулировать газовые форсунки валтек

На приведенной ниже схеме изображены основные приборы I, II и III контуров тормозных систем автомобиля «КамАЗ» и соединение их в приводе (изображение можно увеличить, щелкнув по нему мышкой).

схема пневматического привода тормозов автомобиля КамАЗ

Все приборы тормозного привода по основному назначению можно отнести к следующим группам:

Особенности конструкции и принцип действия этих приборов рассмотрен на отдельных страничках сайта, которые можно открыть по соответствующим ссылкам.
Работа и взаимодействие многоконтурных тормозных систем, а также особенности управления тормозами автомобиля с пневматическим приводом подробно рассмотрены здесь.

Определение

Что из себя представляет тормозной кран прицепа, и для чего он нужен? Тормозной кран прицепа является, пожалуй, главным «управляющим» элементом в тормозной системе прицепа с пневмоприводом. Во время нажатия на педаль тормоза сжатый воздух подается пневматическим краном на специальные тормозные камеры, благодаря чему и происходит торможение.

Крупногабаритные автомобили, а также другая колесная техника зачастую оснащена пневматической системой торможение, которая, как по надежности, так и по показателям эффективности в разы превосходит гидравлические тормоза на прицеп. Управление тормозной системой происходит благодаря тормозному крану, и клапанам управления тормозами прицепа.

Тормозная система прицепа работает следующим образом:

  • Посредством подачи сжатого воздуха в камеры происходит торможение;
  • Во время нажатия на тормозную педаль кран прицепа регулирует усилие, пропорциональное степени нажатия и усилию на педаль, благодаря чему шофер может четко контролировать ход торможения;
  • В случае, если прицеп оснащен двухсекционным тормозным краном, то он обеспечивает плавную работу между двумя контурами, если с одной секции воздух переходит в другую.

Именно благодаря тормозному крану происходит управление всей системой, в любом режиме движения, следовательно, этот элемент является чрезвычайно важным для нормального использования прицепа. Если кран вышел из строя, он должен быть обязательно заменен или отремонтирован.

Если эксплуатировать прицеп с неисправным краном, то это может привести к аварийной ситуации во время движения. Если необходимо полностью заменить данный элемент следует тщательно разобраться в существующих типах тормозов на прицеп, а также в конструкции, и непосредственно в принципе его работы.

Читайте так же:
Как отрегулировать фары дальнего света ваз 2114

Тормозной кран установлен на правом лонжероне рамы под кабиной трактора. Он служит для управления пневматическим приводом тормозов. Кран — комбинированный, двухсекционный. Верхняя секция управляет тормозами прицепа, а нижняя — колесными тормозами трактора.

Схема тормозного крана

В корпусе 5 расположены шток 7, стакан 10, пружины 8а и 86. Справа к корпусу 5 присоединены две крышки 9 с выпускными 16 и впускными 14 резиновыми клапанами, закрепленными на общем стержне, пружинами 15 и седлами 13 впускных клапанов. Между корпусом 5 и крышками 9 зажаты диафрагмы 10 из резинотканевого полотна с трубчатыми седлами выпускных клапанов. Диафрагма нижней секции нагружена возвратной пружиной 17.

sxema-tormoznogo-krana

1 — тяга педали ножного управления тормозами; 2 — валик с кулачком; 3 — верхний (двуплечий) рычаг; 4 — направляющая штока; 5 — корпус тормозного крана; 6 — болт регулировки свободного хода рычага; 7 — шток; 8а и 86 — уравновешивающие пружины; 9 — крышка тормозного крана; 10 — диафрагма с направляющим стаканом и опорной шайбой; 11 — седло выпускного клапана; 12 — регулировочные прокладки; 13 — седло впускного клапана; 14 — впускной клапан; 15 — возвратная пружина клапанов, 16 — выпускной клапан; 17 — возвратная пружина диафрагмы; 18 —диафрагма стоп-сигнала; 19 — стакан с упором; 20 — ось рычага; 21 — рычаг нижней секции; 22 — палец-поводок двуплечего рычага; 23 — корпус рычагов; 24 — ось двуплечего рычага; 25 — упорный болт ограничителя хода штока; 26 — нижний рычаг тормозного крана; А, В и Д — полости, сообщенные с атмосферой через окно Е; Б — полость воздушной магистрали тормозов прицепа; Г — полость воздушной магистрали тормозов трактора.

Слева на корпусе 5 расположен корпус 23 рычагов. Верхний рычаг 3 шарнирно соединен осью 24 со штоком 7. К этому рычагу присоединена тяга 1 педали ножного управления тормозным краном. Нижний рычаг надет на ось 20 и прижат пальцем 22 к торцу стакана 19.

Полости А и Д крана, расположенные левее диафрагмы, через полость В сообщаются с атмосферой. Полость Б связана с воздушной магистралью тормозов прицепа, а полость Г—с магистралью камер колесных тормозов трактора.

Сжатый воздух, находящийся в полостях Б и Г (и пружина 17 нижней секции), давит на диафрагмы. Это давление уравновешивается пружинами 8а и 86.
Степень открытия впускных клапанов регулируют прокладками 12, а рабочий ход штока—болтом 25. Давление воздуха в полости Б регулируют вращением направляющей втулки 4 в резьбовом отверстии корпуса.

Читайте так же:
Регулировка штока сцепления газель 402

Разобщительный кран

Приведем его схему с описанием

razobshitelnii-kran-t150

Он установлен на пути воздушной магистрали, идущей к тормозам прицепа, а за краном — головка, соединяющая магистраль с таким же краном прицепа и его воздухораспределителем. Открывают разобщительный кран, нажимая на толкатель 2 штока (а), с одновременным поворотом рукоятки вдоль воздухопроводов. В закрытом положении кран находится, когда рукоятка расположена перпендикулярно воздухопроводу.

Соединительная головка через штуцер скреплена с разобщительным краном и установлена на задней полураме трактора. В корпусе 5 (б) расположен обратный клапан 6, прижимаемый к прокладке пружиной 8. На конце гибкого шланга магистрали прицепа закреплена головка аналогичной конструкции, в которой вместо обратного клапана запрессован штифт. При присоединении головок этот штифт открывает клапан соединительной головки трактора. В случае отрыва прицепа от трактора шланг, натягиваясь, поворачивает головку магистрали прицепа, разъединяя ее с головкой трактора; клапан у этой головки закрывается и перекрывает выход воздуха из пневмосистемы.

Схема работы тормозного крана

Приведем полную схему комбинированного тормозного крана Т-150

sxema-kombinirovanogo-tormoznogo-krana-t150

Когда педаль тормозного крана отпущена, двуплечий рычаг 3 (самая первая схема) упирается в болт 6, а нижний рычаг 21 поворачивается влево. С помощью возвратной пружины 17 (рис. 85, а) нижней секции диафрагма 10 прогибается тоже влево. Выпускной клапан 16 открыт, а впускной 14 закрыт пружиной 15.

Воздух из тормозных камер трактора через отверстия в седле выпускного клапана, полости Г, Д и В выходит в атмосферу. Колеса трактора не заторможены.

В то же время штоком 7 седло 11 диафрагмы верхней секции сдвинуто вправо. Выпускной клапан 16 этой секции закрыт седлом, а впускной 14 открыт. Поэтому из баллона трактора воздух поступает через клапан 14, полость Б, открытые разобщительные краны 32 и соединительную головку 33 в воздухораспределитель 34. Его клапаны опускаются. Поэтому сжатый воздух поступает в баллон 35 прицепа, а воздух из его тормозных камер 36 уходит в атмосферу. В результате прицеп тоже растормаживается, а баллон 35 прицепа заряжается сжатым воздухом.

Когда давление в баллоне прицепа и полости Б достигает определенного значения, диафрагма 10 прогибается влево, преодолевая усилие уравновешивающей пружины 8а, впускной клапан закрывается и зарядка баллона 35 прекращается.

При нажатии на педаль тормозов рычаг 3, опираясь пальцем- поводком 22 (смотрим первую схему) на вилку нижнего рычага, выдвинет шток 7 влево, сжимая уравновешивающую пружину 86. Диафрагма 10 под давлением сжатого воздуха прогибается тоже влево, ее седло открывает выпускной клапан, а пружина 15 закрывает впускной. Воздухопровод магистрали прицепа через полости Б, А и В сообщается с атмосферой. Поэтому клапан воздухораспределителя 34 , выпустивший воздух из тормозных камер прицепа, закрывается и в эти камеры из баллона 35 прицепа поступает сжатый воздух. Прицеп затормаживается.

Торможение прицепа будет наблюдаться и в случае отрыва его от трактора или вывода воздухопровода из строя.

Когда шток 7 (первая схема) подойдет к упорному болту 25, нижний конец двуплечего рычага повернет рычаг 21 вправо. При этом пружина 86, несколько сжимаясь и преодолевая усилие пружины 17, прогибает диафрагму в ту же сторону. Ее седло закрывает выпускной клапан 16 и открывает впускной 14. Поэтому сжатый воздух нагнетается из баллона 30 через полость Г и воздухопровод в тормозные камеры 28. Трактор тоже затормаживается. Происходит это спустя 0,2…0,3 с после торможения прицепа, чтобы он не наезжал на трактор. Чем больше водитель нажимает на тормозную педаль, тем больше воздуха поступает в тормозные камеры и тем сильнее тормозные колодки прижимаются к барабанам колес.

Читайте так же:
Регулировка газовой установки на ваз 2106

Давление воздуха в полости Г, вызывающее торможение колес трактора, действует и на диафрагму 18 стоп-сигнала, его контакты замыкаются, включая лампочки задних фонарей.Когда рычагом затягивают ленту центрального тормоза трактора, рычаг 26 поворачивает валик 2 и его кулачок выдвигает шток 7, что приводит к торможению прицепа. Но при этом нижняя секция торможения трактора не включается.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector