Chinasp.ru

Авто Клондайк
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Защита авторских и смежных прав в России по закону

Защита авторских и смежных прав в России по закону

Защита авторских прав с развитием новых технологий все более актуальна не только в нашей стране, но и в мире. Существует ли закон о защите авторских прав, какие плоды творчества призвано защищать законодательство об интеллектуальной собственности, какие есть варианты защиты авторского права? На эти и некоторые другие вопросы найдете ответы в предлагаемом материале.

1. Авторские права: объекты

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права .

Как работает авторское право: семплирование, каверы и микстейпы

Kak rabotayet avtorskoye pravo: semplirovaniye, kavery i miksteypy

Вероятно вы видели слова «Все права защищены», содержащиеся в примечаниях компакт-дисков или в соглашении о покупке iTunes. Какие права дают эти слова их владельцу?

Вы сможете определить некоторые из них:

  • музыка и запись защищены авторским правом
  • автор оставляет за собой право копировать, распространять и продавать музыку
  • позволяет другим оплачивать ее использование и запрещает создавать несанкционированные копии

Но какие элементы точно защищаются? Почему вы слышите песни обработанные известными артистами, в то время как другие получают за это судебные иски? Как сделать коммерческий бесплатный кавер или микстейп? Эта статья призвана дать более четкое представление о защите, и о том, как юридически использовать материалы, защищенные авторским правом, с разрешением или без разрешения.

Композиция против основной записи

Давайте определим различия между музыкальными композициями и музыкальными записями и как закон их по-разному трактует.

Композиция, которую иначе можно назвать песней — это музыкальное произведение, которое существует в ее концептуальной форме. С 1976 года больше не требуется записывать ее для регистрации в Бюро по защите авторских прав США. В отсутствии письменной работы, лучшим определением является количество элементов, включая мелодию, лирику, ритм и гармонию, в которых мелодия и тексты являются наиболее защищенными.

Запись музыки, также называемая «основной записью», определяется как стереофоническая запись звука в ее освоенном/сведенном формате, предназначенная для коммерческого выпуска.

Как использовать защищенный материал

Закон трактует музыкальные композиции и мастер-записи по-разному. Музыкальная композиция рассматривается в глазах закона как равная всем остальным произведениям; все они получают равную компенсацию по ставке, установленной правительством. Например, если вы записываете группу своего друга на альбом, этот друг имеет право на такую же компенсацию, как если бы вы пригласили Кэти Перри, Нелли Фуртадо или Тейлор Свифт.

Музыкальные композиции не требуют разрешения для их воспроизведения. Однако, если вы решите использовать чужую работу в коммерческих целях, вы должны за нее заплатить (сумма может варьироваться, в зависимости от артиста/лейбла/группы). Помимо этого, требуется механическая лицензия, которая обуславливает, чтобы вы заплатили 9,1 цента (по правам США, в России может отличаться минимальная ставка) за проданную копию, заплаченную владельцу авторских прав.

Если вы проводите работу с потоковыми сервисами передачи музыки, механический сбор более сложный, но до тех пор, пока вы отдаете должное составителю, когда выгружаете работу. Служба сделает расчет за вас.

С противоположной стороны, основные записи регулируются другим набором законов. Чтобы использовать запись в коммерческих целях, владелец этой записи (обычно это звукозаписывающая компания) должен предоставить разрешение на лицензию.

Читайте так же:
Ремень для гитары регулировка

Стоимость лицензии не определяется правительством, а основывается на соглашении между владельцем авторских прав и лицом, лицензирующим запись. Другими словами, владелец может взимать всё, что захочет, за использование записи, включая выборку или использование записанной музыки в фильмах или телешоу.

Семплирование

Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются композиторы, происходит из-за несанкционированного использования материалов, защищенных авторскими правами. В начале 90-х годов прошла целая серия судебных исков по семплам хип-хоп стиля. С того времени никакие записи не могут быть использованы в коммерческих целях, если владелец авторского права не дает разрешения (включая использование семплов в танцевальных стилях и дальнейшей их продажи на Beatport. Именно по этим законам лейблы требуют только уникальные звуки, не касающиеся третьих лиц).

Если музыкант семплирует запись и не может за это заплатить, семпл должен быть вырезан из мелодии. Знаменитые записи могут стоить даже 50 000 долларов и более за одну штуку. В случае некоммерческого использования и обращения истца в рекорд-лейбл, продавец должен изъять запись из продажи, и возместить ущерб со всеми роялти.

Если вы и ваш продюсер используете несанкционированный образец, то попадаете на крючок за нарушение авторских прав, независимо от того, знаете вы, что он защищен, или нет. Поэтому будьте мудрыми: проверьте перед использованием, а лучше — создавайте свои мелодии!

Интерполирование

Когда композитор или продюсер не могут получить разрешение на использование или у них недостаточно денег — они могут перезаписать элементы, такие как мелодия или лирика, для создания эффекта семплирования без использования основной записи. Это называется интерполяцией и может быть более дешевой альтернативой. Да, это по прежнему требует приобретения механической лицензии и возмещения средств автору, но это почти всегда дешевле, чем переговоры о внесении платы за запись, поскольку все они компенсируются в соответствии с законом.

Добросовестное использование

Справедливое использование — это набор исключений в законодательстве США об авторском праве, которое позволяет частично копировать произведения, защищенные авторским правом в образовательных целях, в новостных сообщениях и в другом информационном контексте без оплаты и разрешения (к слову, применимо и к правилам YouTube).

Если композиция трансформируется в совершенно новую работу, такую как песня-пародия, то она освобождается от авторского права. Но по принципам добросовестного использования заимствованная работа не должна отбирать прибыль первоначальной работы и не может служить ее заменой.

Например, кавер «Weird Al» Yankovic может квалифицироваться как справедливое использование, но все же он (Yankovic) получил письменное разрешение на пародию. Процесс подачи иска за нарушение прав может занять много времени и обойтись в большую сумму, даже если суд его отклонит.

Некоторые люди считают, что пиратское семплирование в хип-хопе является добросовестным, поскольку альбом нигде не продается. Это не верно. Если вы бесплатно распространяете копии чужих записей, то есть потенциал снижения прибыли оригинальной работы. Поэтому артисты микстейпа не могут оправдываться стилевыми принадлежностями или историческими фактами.

Музыкальные авторские права защищают записи иначе, чем музыка, содержащаяся в самой записи. Слова, мелодия, ритм и гармония могут использоваться без разрешения, но всё равно должны быть отмечены и оплачены. На всё операции требуется письменное разрешение автора исходника.

Владелец авторского права может взимать все, что захочет, за использование записи, защищенной авторским правом. Существуют некоторые исключения, позволяющие законное использование произведений, защищенных авторским правом, без оплаты или разрешения. Но эти исключения редко могут защитить новые творческие работы коммерческих художников, даже если они используются в некоммерческих целях.

Если вы создали уникальное произведение и не хотите его несанкционированного распространения в просторах интернета, заказывайте сведение и мастеринг музыки в нашей студии. Мы бережно относимся к интеллектуальной собственности и гарантируем выполнение работы без участия третьих лиц.

Об авторе: mix-master

Частичное или полное копирование любых материалов сайта возможно только с указанием ссылки на первоисточник.

Читайте так же:
Как регулировать давление модулятора

Ответственность за нарушение авторского права

Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан – от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических – от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 рублей, исправительные работы на срок до одного года, арест на срок до 6 месяцев(ст. 146 УК РФ). Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

Ответственность в любом случае

Бизнесмену стоит помнить: независимо от того, каким образом была создана рекламная кампания с использованием объекта авторского права, при нарушении закона к ответственности могут быть привлечены все участники процесса. Обычно деловые люди, стремясь продвинуть продукт или услугу на рынок, обращаются с заказом на рекламу в агентство. Дизайнер получает установки от заказчика и начинает создавать произведение, которое должно быть уникальным или соответствовать букве закона, если используется авторский объект.

Не всегда представители бизнеса знакомы с тем, как должна создаваться реклама и могут принять заказ, не требуя сопроводительных документов. Реклама запускается, и вдруг поступает претензия от автора, который требует компенсации или решения вопроса через суд. Кто должен отвечать за нарушения?

Ситуация может разрешиться по-разному:

  • Отвечать будет только лицо, чей продукт или услуга были прорекламированы с нарушением.
  • Обе стороны – и заказчик, и исполнитель.
  • Возможно, виновником признают еще третью сторону, которая разместила рекламу на своем ресурсе.

Авторское право писателя. Защита авторских прав

Это текстовое дополнение к видео “Авторское право писателя”. Ниже приведены полезные ссылки, а также полный текст Правового заключения от платформы Ridero.

Авторское право писателя

Если появятся вопросы или комментарии – пишите под статьёй. Если вспомню что-то полезное – сразу дополню.

Полезные ссылки к видео Авторское право писателя

Общество защиты авторских прав АЗАПИ: http://azapi.ru/

Правовое заключение по защите авторских прав в интернете от Ridero

– Как обстоят дела с защитой авторских прав на русскоязычном рынке? (Для писателей)

Если речь о защите в сети Интернет, то защита авторских прав на русскоязычном рынке в настоящий момент достаточно серьезно реформирована. В силу вступил ряд поправок, в соответствии с которыми разработан механизм защиты. Для решения проблемы защиты прав был разработан Федеральный закон №187 -ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях”. Данный Федеральный Закон установил механизм защиты авторов в сети Интернет. Если правообладатель обнаружил, что информация распространяется с нарушением его авторских прав, он вправе обратиться в суд с заявлением о применении обеспечительных мер в виде ограничения доступа к информационному ресурсу. Подробнее об этом – ниже.

Читайте так же:
Куплю стенд для регулировки дизельной топливной аппаратуры

В настоящий момент в России не предусмотрено какой-либо официальной процедуры регистрации авторский прав на произведения (кроме программ для ЭВМ). В соответствии с действующим законодательством, в России действует презумпция авторства. Что это значит? Авторство признается юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Автором произведения считается лицо, указанное автором на оригинале или экземпляре произведения, пока не доказано обратное.

Что касается способов защиты. Основной закон, регулирующий авторские и исключительные права на произведение – это Гражданский кодекс Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством, для возникновения и защиты авторских прав не требуется какая-либо регистрация произведения. То есть, для того, чтобы произведение считалось объектом авторского права, его нужно создать.

Как показывает практика, иногда приходится доказывать своё авторство. Существуют разные способы, выработанные авторами произведений и примененные на практике, которые могут помочь при возникновении в будущем спора об авторстве.

  1. Необходимо сохранять все исходные материалы, как бумажные, так и цифровые.
  2. Заверение у нотариуса. Можно пойти к нотариусу с распечатанным текстом произведения, заверить у нотариуса либо копию документа, либо удостоверить время предъявления документа, либо подлинность подписи на оригинале произведения.
  3. Депонирование авторских прав. у одной из организаций, к примеру РАО. Депонирование не является государственной регистрацией прав, но фиксирует дату и время предъявления произведения, и в случае спора об авторстве, такие сведения могут быть использованы в качестве одного из доказательств. О депонировании произведения в РАО можно почитать здесь: http://rao.ru/index.php/pravoobladatelyam/avtor/registratsiya
  4. Отправка объекта авторских прав себе по почте заказным письмом с уведомлением. Письмо не вскрывать. Таким образом, при возникновении спора об авторстве будет доказательства существования и отправки автором экземпляра произведения (на конверте обязательно ставится дата отправки). Минус данного способа – конверт в качестве доказательства может использоваться только один раз, когда будет вскрыт в суде.

Что касается защиты авторских прав в сети Интернет, то здесь, в случае, если правообладателем обнаружено незаконное использование материалов, порядок действий может быть следующим: Правообладатель должен направить владельцу ресурса в сети Интернет претензию, в которой необходимо изложить суть нарушения, и требование о том, чтобы материал был удален. Как показывает практика, при получении подобного письма информация с интернет ресурса удаляется. Если возникают сложности с поиском адресата, можно воспользоваться сервисом, позволяющим связаться с администратором домена. Информация содержится в базе данных РосНИИРОС. Для осуществления блокировки (предварительного обеспечения защиты авторских прав) в сети Интернет, правообладателю необходимо обратиться в суд, и предоставить документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”, объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. После предварительного обеспечения защиты авторских прав, в срок не позднее 15 дней необходимо подать исковое заявление.

В соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, подсудность данной категории дел – Московский городской суд, который рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, связанные с защитой интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях. К владельцу страницы в сети-интернет предъявляются требования об удалении информации, нарушающей исключительные права, в случае, если требовании об удалении не исполнены, производится блокирование через интернет-провайдера.

Читайте так же:
Fiat albea регулировка педали сцепления

Ridero, как издательская платформа, работающая с текстами авторов, обеспечивает соблюдение авторских прав несколькими способами. Все книги проходят процедуру предпубликационной проверки, в рамках которой сотрудники Ridero проверяют тексты в том числе и с точки зрения плагиата. Тексты книг, загруженные в систему, не передаются никаким третьим лицам, все сотрудники, имеющие доступ к текстам произведений, соблюдают требования сохранения конфиденциальности и строгого следования нормам ГК РФ.

– Есть ли серьёзная разница для крупных и мелких писателей? (скорее всего есть, но какая на практике?)

Глобально, порядок защиты своих прав для всех один и тот же. Для “крупных” авторов более высок шанс работать с традиционным издательством, которое соблюдает права автора, следит за их соблюдением и борется с их нарушением. поскольку исключительное право на произведение передается самому издательству, т.е. традиционное издательство в первую очередь защищает свои права, как правообладателя.

Все писатели могут заказать услуги защиты своих авторских прав. Ряд организаций занимаются защитой прав авторов, в том числе в сети Интернет. Такими организациями проводится постоянный мониторинг реестра информационных ресурсов. В случае выявления каких-либо нарушений прав автора, данные организации всеми доступными законом способами выполняют действия по написанию претензий, жалоб, и даже исковых заявлений за авторов, действуя от имени автора на основании доверенности и договора.

Все авторы, публикующиеся в системе Ridero, пользуются одинаковым объемом функциональности сайта и равные возможности по защите своих авторских прав. Требования соблюдения авторских прав, предъявляемые к сотрудникам Ridero, распространяются абсолютно на все произведения, вне зависимости от статуса “крупности” автора.

– Какие преимущества предлагает в этом смысле издательство, по сравнению с авторами самиздатом или на издательских платформах?

В зависимости от того, какой договор заключается с издательством, способ и порядок защиты и охраны авторских прав может оговариваться отдельно. Это может быть схема: 1) автор передает произведение для распространения, защитой прав на свое произведение занимается самостоятельно и за свой счет. 2) автор передает права на произведение, устанавливается вознаграждение за проданный экземпляр, Издательство же, как правообладатель, самостоятельно и в интересах своих и автора осуществляет защиту авторских прав.

Как правило, крупные издательства, заключают договор о передаче прав, становятся правообладателями произведения, приобретают права на распространение произведения, получения прибыли от продаж данного произведения, выплачивают роялти автору, и следят за соблюдением авторских прав. В случае заключения подобного договора автор теряет право распоряжения своим произведением, например, опубликовать его в другом издательстве или распространять самостоятельно.

– По сети гуляют жалобы, что издательства не слишком уж стараются защищать права писателей, особенно маленьких. Что скажете?

Практически по данной теме что-либо сказать сложно, мы не сталкивались с практикой действий традиционных издательств. Исходя из теории права, в первую очередь необходимо смотреть договор с издательством, определить, кто согласно условиям договора является правообладателем, кто занимается защитой авторских прав. Если издатель должен осуществлять такую защиту, то необходимо урегулировать данный вопрос последовательно: а) путем переговоров; б) в претензионном порядке; в) в судебном порядке.

Ridero не принадлежат права на книги, публикуемые через сервис, поэтому мы не вправе осуществлять активные действия по защите авторских прав авторов, произведения которых опубликованы с нашей помощью. Но мы стараемся оказать максимальную помощь авторам – на сайте в свободном доступе указана подробная информация в FAQ о том, как защитить свои авторские права. Если у авторов возникают конкретные вопросы, касающиеся нарушений их авторских прав, авторы могут обратиться к юридическому советнику, который предоставит правовое заключение по конкретному случаю нарушения и будет готов представлять интересы обратившегося автора.

Читайте так же:
Заз 968м регулировка развала схождения

– Проскочила информация, что некоторые торговые платформы (не будем называть какие) без разрешения продают книги автора. Что в таком случае делать, куда обратиться?

Распространение произведения без разрешения автора, либо иного правообладателя, является нарушением исключительного права на произведение. Меры по защите исключительных прав включают в себя предъявление одного или нескольких требований в судебном порядке:

1) о признании авторства, если автором произведения указано другое лицо;

2) о пресечении действий, нарушающих право, если книга распространяется без разрешения правообладателя;

3) о возмещении убытков, если такие убытки причинены;

Необходимо отметить, что вместо взыскания убытков автор или правообладатель вправе требовать компенсации. Размер компенсации определяется судом в размерах от нуля до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

Требование о пресечении действий можно отправить в адрес площадки, которая распространяет произведение без разрешения. Это самый быстрый способ пресечь продажу книг, но не самый надежный. Для возмещения убытков или получения компенсации и применения других мер по защите права необходимо обратиться в районный суд по месту нахождения нарушителя прав.

В судебном процессе автор должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права, а также факт использования данных прав нарушителем. В связи с этим, желательно зафиксировать факт распространения книги, как минимум сделать скриншоты экрана.

– Вообще, как защитить свои авторские права и права на доход в эпоху свободного доступа к информации? Например, если он публикует отрывки на блоге или писательских сайтах? Как доказать, что именно ты являешься автором?

Чтобы защитить свое право на “доход от авторства” нужно беречь свое произведение как материальную ценность, с должной степенью осмотрительности и разумности подходить к опубликованию произведения – публиковать произведения на специальных площадках, пользовательское соглашение с которыми не предусматривает передачу прав на произведение площадке или неограниченному кругу лиц. Подробнее о доказательстве авторства – ответ на вопрос 1.

– Каким образом издательства отчитываются перед автором по объёмам продаж? Есть ли шанс как-то проверить это?

В личном кабинете Пользователя Ridero есть раздел Статистика, где отражены объемы продаж произведений. При заключении договора с Пользователем Ridero берет на себя ответственность за предоставление реальных данных о количестве проданных книг. Кроме того, в соответствии с пользовательским соглашением Ridero несет ответственность за все сведения, данные и сообщения, которые видит Пользователь на сайте или получает посредством электронной почты.

Порядок отчета иных издательств перед автором может быть установлен в договоре между автором и этим издательством, и нам, увы, неизвестен.

Заключение

Авторские права строго охраняются законом во всех цивилизованных странах мира, включая Россию, где все более и более жестко борются с «пиратством». Не стоит нарушать эти законы, так как это может привести к весьма неприятным последствиям.

Если же вы являетесь автором, то при желании использовать свое творение с целью получения дохода вам следует:

  1. зарегистрировать авторство одним из описанных в статье способов;
  2. осуществить публичное распространение своего произведения и монетизировать его (например, получать отчисления от проданных экземпляров книги или диска, или от публичного исполнения песни, или от показа рекламы вместе с вашим видеороликом, и др.);
  3. при обнаружении нарушений ваших исключительных прав обращаться в суд с требованием материальной компенсации от нарушителя.

Если у вас остались вопросы, задайте их по бесплатным телефонам горячей линии:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector