Chinasp.ru

Авто Клондайк
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двухдисковые сцепления КамАЗ и МАЗ

Ведущими в сцеплении являются маховик 1, средний ведущий диск 12, нажимной диск 11 и кожух 10, а ведомыми – диски 3 с гасителями 2 крутильных колебаний. Усилие, сжимающее ведущие и ведомые диски, создается пружинами 9. Крутящий момент от двигателя передается нажимному и среднему ведущему дискам через выступы, выполненные на их наружных поверхностях, входящие в четыре продольных паза на маховике.

Сцепление КамАЗ - устройство и привод

Схема 1 – Сцепление (а) и привод (б) сцепления грузовых автомобилей КамАЗ

1 – маховик; 2 – гаситель; 3 – ведомые диски; 4 – рычажный механизм; 5 – рычаг; 6 – подшипник; 7 – муфта; 8 – кольцо; 9 – пружина; 10 – кожух; 11 – нажимной диск; 12 – ведущий диск; 13, 16 – рычаги; 14 – педаль; 15, 23 – цилиндры; 17, 22 – штоки; 18 – трубопровод; 19 – пневмоусилитель; 20 – следящее устройство; 21 – воздухопровод

Пазы на маховике позволяют перемещаться выступам, а следовательно, и дискам 11 и 12 относительно маховика при включении и выключении сцепления.

На среднем ведущем диске 12 установлен рычажный механизм 4, пружина которого при выключении сцепления поворачивает равноплечий рычаг 13. При этом рычаг, упираясь своими концами в нажимной диск 11 и маховик 1, устанавливает средний ведущий диск 12 на одинаковом расстоянии от маховика и нажимного диска.

Рычаги 5 выключения сцепления соединены с упорным кольцом 8, в которое при выключении сцепления упирается выжимной подшипник 6 муфты 7 выключения, перемещающейся по направляющей втулке.

Устройство привода сцепления КамАЗ

Привод сцепления – гидравлический с пневматическим усилителем. Привод включает в себя (схема 1, б) педаль 14, главный цилиндр 15, рабочий цилиндр 23, пневматический усилитель 19, следящее устройство 20, вилку и муфту выключения с подшипником, трубопроводы 18 и шланги для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к рабочему, а также воздухопровод 21 для подачи воздуха в пневмоусилитель.

При выключении сцепления усилие от педали 14 через рычаг 16 и шток 17 передается поршню главного цилиндра 15, из которого рабочая жидкость под давлением по трубопроводом 18 одновременно поступает в рабочий цилиндр 23 и в корпус следящего устройства 20. Следящее устройство обеспечивает при этом поступление сжатого воздуха в пневмоусилитель 19 из воздухопровода 21. Оно автоматически изменяет давление воздуха в пневмоусилителе пропорционально усилию на педали сцепления. Суммарное усилие, создаваемое давлением воздуха в пневмоусилителе 19 и давлением жидкости в рабочем цилиндре 23, передается через шток 22 на вилку выключения сцепления и от нее на муфту выключения с выжимным подшипником.

Установка пневматического усилителя в гидравлическом приводе позволяет значительно облегчить управление сцеплением – его выключение и удержание в выключенном положении. В случае выхода из строя пневмоусилителя выключение сцепления осуществляется только давлением жидкости. При этом усилие нажатия на педаль сцепления увеличивается до 600 Н.

Главный цилиндр привода

Главный цилиндр привода сцепления (схема 2) включает в себя корпус 3, поршень 5 со штоком 6, уплотнительную манжету 4 и возвратную пружину 2. Внутри корпуса находятся полости А и Б, которые заполнены рабочей жидкостью. Корпус цилиндра закрыт защитным чехлом 7 и пробкой 1 с резьбовым отверстием для подсоединения трубопровода.

Главный цилиндр

Схема 2 – Главный цилиндр привода сцепления грузовых автомобилей КамАЗ

1 – пробка; 2 – пружина; 3 – корпус; 4 – манжета; 5 – поршень; 6 – шток; 7 – чехол; А, Б – полости; В – отверстие

Читайте так же:
Как отрегулировать дальний свет на лада калина

При включенном сцеплении (педаль сцепления отпущена) поршень находится в исходном положении под действием пружины 2. При этом полости А и Б в корпусе сообщаются между собой через открытое отверстие В, выполненное в поршне.

При выключении сцепления (при нажатии на педаль сцепления) шток 6 перемещается внутрь цилиндра в сторону поршня 5, перекрывает отверстие В и разъединяет полости А и Б. Под давлением поршня жидкость из главного цилиндра через трубопровод поступает к пневматическому усилителю. При этом давление жидкости пропорционально усилию нажатия на педаль сцепления.

Пневматический усилитель

Пневматический усилитель (схема 3) гидропривода сцепления объединяет в себе рабочий цилиндр выключения сцепления с поршнем 2 и следящее устройство с поршнем 3, диафрагмой 4 и клапанами 5 управления (впускным и выпускным).

Пневматический усилитель привода сцепления

Схема 3 – Пневмоусилитель привода сцепления грузовых автомобилей КамАЗ

1 – шток; 2, 3, 6 – поршни; 4 – диафрагма; 5 — клапаны

Работает пневматический усилитель следующим образом. При нажатии на педаль сцепления рабочая жидкость воздействует на поршни 2 и 3, которые перемещаются. Поршень 3 прогибает диафрагму с седлом клапанов 5 управления. При этом выпускной клапан закрывается и открывается впускной клапан. Сжатый воздух через впускной клапан поступает в пневматический цилиндр усилителя и действует на поршень, который перемещается, оказывая дополнительное воздействие на шток 1 выключения сцепления. При отпускании педали сцепления давление жидкости на поршни 2 и 3 прекращается, они возвращаются в исходное положение под действием пружин. При этом закрывается впускной клапан и открывается выпускной клапан, через который сжатый воздух из пневмоусилителя выходит в окружающую среду, а поршень 6 перемещается в исходное положение.

Технические и эксплуатационные характеристики КамАЗ-5490

Габариты тягача и его грузоподъемность

  • Длина: 6 090 миллиметров;
  • Высота грузовика: 3 705 мм (без спойлера), 3 745 мм со спойлером;
  • Ширина: 2 950 миллиметров (с развернутыми зеркалами), без учета зеркал – 2 500 мм;
  • Дорожный просвет (клиренс): 220 мм;
  • Высота седла: 1 100 миллиметров;
  • Масса транспортного средства в снаряженном состоянии: 7 900 килограмм;
  • Максимально допустимая масса буксируемого прицепа: 36 100 килограмм;
  • Общая масса автомобиля: 44 тонны;
  • Максимальная скорость: 100 км/час.

Силовая установка и расход топлива КамАЗ-5490

В стандартной версии КамАЗ-5490 комплектуется отечественным V-образным восьмицилиндровым дизельным мотором КамАЗ-740.75-440. Агрегат оборудован системой турбонаддува с функцией промежуточного охлаждения воздуха. Рабочий объем двигателя составляет 11,76 литра, его номинальная мощность составляет 440 лошадиных сил, при скорости оборотов коленчатого вала в 1 900 об/минуту, максимальный крутящий момент – 2 060 Нм. По экологическим параметрам этот мотор соответствует стандартам Евро 4.

Более дорогие комплектации автомобиля приводятся в движение немецким мотором Daimler OM-457LA, который по экологичности соответствует параметрам Евро 5. Двигатель имеет рабочий объем в 11,97 литров, но при этом отличается высокой мощностью (428 лошадиных сил) и экономичностью. Этот шестицилиндровый четырехтактный мотор оснащен современной топливной системой PLD и технологией турбонаддува с функцией промежуточного охлаждения воздуха. Мотор оснащается очистительным фильтром с поршневым насосом и высококачественным воздушным фильтром Liebherr, а также одноцилиндровым воздушным компрессором WABCO.

Норма потребления топлива зависит от условий эксплуатации, установленного двигателя и технической исправности грузовика. Тягачи оснащенные мотором Daimler OM-457LA потребляют около 33 литров солярки на 100 километром пути. Силовой агрегат КамАЗ-740.75-440 отличается большей прожорливостью и может потреблять до 40 литров дизтоплива. Все модификации автомобиля комплектуются вместительным топливным баком на 800 литров, который обеспечивает большой запас пути без дозаправки.

Совсем недавно появилась газодизельная версия КамАЗ-5490 NEO. В этой модификации часть дизельного топлива (около 40%) замещается газом метан. Общая емкость газовых баллонов, которые располагаются в специальных капсулах – 64 куба.

Настройка свободного хода муфты

Согласно официальным рекомендациям этот показатель должен составлять в пределах 3,2-4 миллиметров. Для измерения свободного хода муфты, необходимо передвигать рычаг вала вилки в направлении от сферической гайки толкателя, предназначенной для выполнения регулировки. Пружину необходимо отсоединить (перемещение рычага не должно превышать 4-5 мм).

Читайте так же:
Регулировка подачи газа в котле атон

Если вы увидели, что расстояние отличается от оптимального, необходимо отрегулировать его, используя сферическую гайку. После достижения хода рычага в 4-5 мм, вы увидите, что свободный ход муфты составит от 3,2 до 4 мм.

Необратимая эволюция

На ходу машина управляется легко и непринужденно – манёвренность очень хороша. Изменения коснулись передней подвески. В связи с увеличением нагрузки на переднюю ось до 9 т конструкторы модернизировали переднюю подвеску с малолистовыми рессорами и изменили геометрию стабилизатора. Попутно втулки рессор на переднем и заднем мостах заменены на необслуживаемые сайлентблоки, что сокращает дюжину пунктов из сервисного обслуживания.

Потолочный люк оборудован москитной сеткой, а под ним предусмотрен бокс для вещей

Вторую полку в кабину ставят только по заказу над световой панелью

Передний мост – целиком камазовский с увеличенным ресурсом, и интересно посмотреть, как он себя покажет в эксплуатации. Задний мост снабжён датчиком нагрузки, что позволяет избежать штрафа на весовом дорожном контроле. Узнать о весе, кстати, можно на экране информационного дисплея через клавиши на руле.

Ещё два новшества – при сцепке не требуется демонтировать верхнюю часть 3-компонентных крыльев, а крепление упоров обходится без гаек-барашков.

Потолочный блок с тахографом

Позвольте, я не узнаю вас в гриме: тест-драйв КамАЗ-5490

Поздравляю, товарищи. Кажется, пришло то время, когда встреча с КамАЗом на дороге может пройти без стресса для обоняния и нервной системы, которая, как известно, хочет ехать как можно быстрее, но не желает пересекать сплошную линию разметки. Новые магистральные тягачи из Набережных Челнов совсем не похожи на лениво-неторопливые чадящие чудеса предыдущих поколений.

Внимание, вопрос: а КамАЗ ли это вообще? Уж больно он на Mercedes Axor похож. Скажем честно: неспроста это. Но умалять заслуги конструкторов из Татарстана тоже не стоит – машина, в общем-то, наша, российская. Посмотрим, что в ней хорошего и куда тут спрятали селектор автоматической коробки передач.

КамАЗ уже не тот…

Ездить на машине, которая прилично выглядит, всегда приятно. И не зря говорят о целесообразности красоты: красивые вещи обычно лучше уродливых. Функциональнее, удобнее – бывает по-разному. Вот и кабина нового КамАЗа-5490 не только вполне привлекательна внешне, но и обладает некоторыми практическими преимуществами перед старыми изделиями завода.

Ступеньки лестницы теперь имеют подсветку, зеркала заднего вида – обогрев. Последние, кстати, выглядят массивными неспроста: они действительно имеют приличную площадь, а главное – возможность контроля слепых зон. Дефлекторы на кабине тоже не только ради удовлетворения эстетических замашек дизайнеров: они отводят воздушные потоки от ручек дверей, сохраняя их в чистоте в любую погоду.

DSC_0013.jpg

КамАЗ-5490 получил довольно хищный взгляд благодаря светодиодным фарам. Такое решение не только должно улучшить видимость в тёмное время суток, но и снизить нагрузку на генератор: потребление тока у этих ламп, как вы могли знать, существенно ниже галогенных. Такой симбиоз полезного с приятным можно искать почти бесконечно, поэтому отметим только солнцезащитный козырёк кабины и боковые обтекатели шасси, которые необходимы для лучшей аэродинамики тягача.

Читайте так же:
Как отрегулировать пробуксовку сцепления на ваз

DSC_0012.jpg

Откуда взялось всё это добро на нашем грузовике? Во многом – как раз таки от буржуйского Axor. Но это отнюдь не копия и тем более не подделка: на создание этой кабины, пусть и в чём-то заимствованной у Мерседеса, ушло огромное количество труда и средств. Может, это и правильно: изобретать велосипед не всегда разумно. Тем более – велосипед хороший и дорогой.

Впрочем, хватит ходить вокруг да около. Сядем на водительское место и посмотрим, так ли этот КамАЗ хорош внутри, как выглядит снаружи.

Всё для водителя

Итак, лезем в кабину. Согласитесь, не самый красивый глагол – «лезем». Но всё так и есть: ступеньки расположены таким образом, чтобы этот процесс стал максимально увлекательным. При этом обе руки должны быть свободными: только с их помощью можно сориентировать себя так, чтобы попасть в дверной проём. Пожалуй, это первый и последний эргономический просчёт. Сев в кресло водителя, я сразу простил КамАЗу неудобный способ проникновения в кабину.

DSC_0060.jpg

Что представляет собой дизайн новой панели грузовика? Попробуем построить такую аналогию, понятную большинству автолюбителей: если панель старого КамАЗа принять условно за панель ВАЗ-2101, то панель нового будет чем-то вроде панели Соляриса. Или Лады Весты. Не сказать что богато, но вполне культурно и в меру «иномарочно». Отсутствие бросающихся в глаза россыпей кнопочек-лампочек я бы объяснил тем, что компоновка и приборов, и органов управления получилась крайне удачной. Всё что надо – прямо под рукой. Но об этом мы поговорим во время поездки, а пока просто осмотримся.

DSC_0032.jpg

Не могу, к сожалению, знать, что скажет позвоночник во время тысячекилометрового пробега, но первые впечатления от посадки по меньшей мере приятные. Мне не пришлось подгонять кресло под свои параметры, хотя возможности для этого предусмотрены широкие.

Пространство кабины чётко зонированное. Водитель и его пассажир (или сменщик) никоим образом не помешают друг другу, да и для их личных вещей найдётся своё место. Ну а как им расположиться на отдыхе? Конкретно в нашем грузовике – почти как царям.

На двери машины есть такая надпись: М1840. Буква «М» обозначает семейство грузовика – магистральное, 18 – грузоподъёмность в 18 тонн, а 40 – первые две цифры мощности двигателя (в нашем случае – 401 л.с.). Сейчас нас интересует пока только буква. В серии магистральных тягачей устанавливается так называемая высокая кабина. В таком исполнении предусмотрены два спальных места весьма приличных размеров: 2,1х0,685 м внизу и 1,865х0,685 м наверху. Каждое место имеет собственное освещение и его даже можно назвать уютным. Впрочем, можно заказать и низкую кабину с одним спальным местом.

DSC_0014.jpg

А теперь посмотрим на «сердце» тягача и прочие его агрегаты.

О глобализации и локализации

Радуйтесь, любители точных цифр, настало ваше время. Итак, мощность двигателя конкретно нашей машины, повторим, 401 л.с. Это дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Максимальный момент составляет 2 000 Нм при 1 100 оборотах. Шестицилиндровый рядный агрегат имеет объём 11,97 литра. А теперь самое главное: модель двигателя – Mercedes-Benz OM 457LA. Да, сердце татарской машины родом из Германии. Впрочем, это ещё не всё.

Читайте так же:
Регулировка зажигания ваз 21213 карбюратор без стробоскопа

DSC_0070.jpg

Многие знают (а ещё большее количество даже не догадывается), что коробки передач КамАЗа 14-й и 15-й модели неоднократно вызывали кипение страстей вперемешку с проклятиями. Но уже не первый год на многих машинах устанавливают КПП известной фирмы ZF, правда, опять же немецкой. При этом достаточно активно используют гидротрансформаторные «автоматы», которые уже успели зарекомендовать себя с положительной стороны. Тут следует сделать важную оговорку: производство КПП ZF получило постоянную прописку в Набережных Челнах, то есть она уже, получается, не совсем чужая.

И это ещё не всё

А ну-ка, попробуйте угадать, какой ведущий мост стоит на КамАЗе? Почти угадали: это Daimler HL6. И теперь самый интересный вопрос: плохо это или хорошо?

С одной стороны, отечественный производитель и так далее. С другой – Мерседес и прочие «немцы». Давать объективную оценку результату мы не имеем возможности и права: в автопарке Kolesa.ru нет КамАЗа. И вряд ли будет. Оценивать стоимость и удобство эксплуатации должны, скорее всего, те, кто наматывает на этих автомобилях сотни и тысячи километров. Мы лишь поделимся следующими мыслями.

Конечно, хотелось бы, чтобы под кабиной КамАЗа стоял наш мотор. Но если Мерседес лучше, то почему бы и нет. То же самое относится и к трансмиссии. Но одно преимущество есть точно: эти агрегаты хорошо знакомы за границей, обслужить их можно почти везде. Для магистрального тягача это несомненный плюс.

Второй фактор – это цена. Несмотря на использование импортных агрегатов, стоимость КамАЗа-5490 получилась на 10% ниже, чем у заграничных аналогов. Надёжность же, как думается, от этого не пострадала. Вместе с тем у покупателей этих машин есть хорошая возможность заказать её под себя: выбрать нужную комплектацию (речь идёт о моторах 428 л.с., 401 л.с. или 360 л.с. и автоматической или механической коробке), а также установить любое дополнительное оборудование из довольно обширного списка.

Например, доступны датчики износа накладок, предпусковой подогреватель двигателя, электронный тахограф, аудиосистема, кондиционер, автономный отопитель кабины, подогрев сидений и зеркал, электропривод люка, причём часть этого оборудования есть уже в «базе». Можно оборудовать машину для перевозки опасных грузов – установить проблесковые маячки, защиту топливных баков и всё прочее. И получится дешевле, чем покупать импортный аналог. Насколько всё это прекрасно выйдет, как я уже говорил, мы судить не можем. А вот оценить некоторые другие качества тягача мы способны. Для этого наконец-то сядем за руль.

Про селектор АКПП и потерянную педаль

Для тест-драйва мы специально выбрали машину с «автоматом». Рычаг тут один, он стоит на панели, и это стояночный тормоз. А где же селектор АКПП? Он устроился на подрулевом переключателе, причём режим выбирается поворотом, а не движением рычага. С одной стороны, это хорошо: нечаянно коленкой не включишь чего-то лишнего. Но в целом как-то непривычно.

Рулевая колонка имеет регулировку по наклону, причём диапазон впечатляет. Рабочее место не только удобное, оно какое-то уютное, вылезать отсюда не хочется. Конечно, после нескольких сотен километров впечатления могут и измениться, но пока всё кажется удобным и – не побоюсь этого слова – красивым. Эстетика КамАЗа, конечно, имеет мало общего с таковой в Киа Рио, но она есть.

Читайте так же:
Двигатель на газу регулировка редуктора

Показания бортового компьютера читаются легко, а для переключения режимов отображения информации можно пользоваться кнопками на левой стороне руля. Кнопки справа отвечают за круиз-контроль. Несмотря на всё же немалый радиус рулевого колеса, тянуться к ним не приходится, так же как и к левому подрулевому переключателю. Вполне симпатичная панелька управления зеркалами располагается на панели двери. Что ж, запускаем двигатель.

Не сказать что в кабине уж очень тихо – все же OM 457 LA является довольно консервативным мотором, уходящим корнями в 90-е. Но для грузовика весьма приемлемо. Поиграв с педалью газа, сразу убеждаемся, что шум от мотора не должен быть слишком назойливым. Можно и разговаривать без крика, и музыку слушать.

Устройство и фото

В основе модели КамАЗ 5490 лежит двухосная рамная платформа с задним приводом и колесной формулой 4 на 2. В передней части автомобиля применяется рессорная подвеска, в задней – двухбалонная пневматическая подвеска с системой ECAS. Благодаря этому оператор может регулировать положение рамы относительно земли, выполняя погрузочно-разгрузочные работы с максимальным комфортом. Подобная компоновка опять же обеспечивает устойчивость на крутых поворотах и плавный ход. Задняя ось оснащается мостом Daimler HL6, оборудованным гипоидной главной передачей, созданной специализированно для перевозок на большие дистанции.

КамАЗ 5490 оснащается 16-ступенчатой механической трансмиссией ZF Astronic 16S2221 (производитель – Германия), дополненной однодисковым сцеплением MFZ 430 с интардером. Коробка передач имеет дистанционное управление. Изначально на автомобиль планировалось устанавливать КП отечественного производства, но к иностранному двигателю она не подошла.

Грузовик оборудуется дисковыми тормозами с электронным управлением. Их дополняют антипробуксовочная система ASR, система курсовой устойчивости ESP и электропневматический привод управления EBS. Модель оснащается дисковыми бескамерными колесами с шинами 315/60 R225.

кабина оператора КамАЗ 5490 получила множество усовершенствований. Ее дизайн был полностью пересмотрен, изменения затронули крылья, бампер, радиаторную решетку и зеркала. В качестве материала для них был выбран высококачественный пластик, стойкий к повреждениям и коррозии.

Салон автомобиля опять же был пересмотрен. Внутри появились кресла от Grammer на пневмоподвеске, минимизирующие толчки и вибрацию во время движения. Сиденья имели возможность регулировки подлокотников и положения. Руль получил настройки по величине вылета и углу наклона. В обязательном порядке кабина оператора комплектовалась системой круиз-контроля, включающей электростеклоподъемники, люк на крыше с дистанционным управлением и кондиционер. Для хранения необходимых вещей водитель мог воспользоваться нишами под спальным местом или отсеками и полочками, находящимися справа от него. Большинство кнопок на панели управления находились на дистанции вытянутой руки. В салоне устанавливались магнитола и тахограф.

кабина оператора получила систему опрокидывания с электрическим и ручным управлением и размещалась на четырехточечной пневматической подвеске. В базовой комплектации она оснащалась аудиоподготовкой, панелью приборов с антибликовым покрытием, гидроусилителем руля, автономным отопителем, светодиодными противотуманками и трехступенчатой подножкой с противоскользящим покрытием. функционально были доступны навигация, холодильник и мультимедиасистема.

Локализация производства КамАЗ 5490 должна была составлять 60%. В настоящее время в России изготавливаются шины, рама, отдельные элементы шасси и пластиковый обвес кабины оператора оператора. Многие элементы салона поставляются иностранные компаниями, как и рулевое управление. Двигатель автомобиля – немецкий. Подобная компоновка позволяет получить одновременно надежный и производительный продукт по доступной цене.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector