Chinasp.ru

Авто Клондайк
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ток подмагничивания магнитофона регулировка

Подмагничивание

Подмагничиванием в электротехнике называют создание в магнитопроводе дополнительного (кроме рабочего) магнитного потока. Подмагничивание осуществляется подачей в обмотку электромагнитной системы постоянного или переменного тока и применяется для стабилизации напряжения в трансформаторах и асинхронных генераторах, плавного регулирования оборотов асинхронных двигателей, управления рабочей точкой магнитных усилителей, увеличения магнитного потока в магнитной системе громкоговорителя и т. п. [1] [2] [3]

Подмагничивание в магнитной записи применяется для снижения нелинейных искажений сигнала при его записи на магнитный носитель. Ток подмагничивания подается в записывающую головку одновременно с записываемым (полезным) сигналом, с целью вывести магнитный слой ленты из нелинейной области (см. Магнитный гистерезис). Возможно подмагничивание как постоянным, так и переменным током.

Содержание

История [ править | править код ]

Подмагничивание постоянным током, применявшееся в ранних экспериментальных магнитофонах, существенно повышало шумы ленты (или проволоки). Первый патент на подмагничивание переменным током был выдан ещё в 1921 году Карлсону и Карпентеру (патент США 1640881) и оставался невостребованным до 1940 года, когда опытная технология магнитной записи приблизилась к возможности массового производства. Первые магнитофоны с подмагничиванием переменным током пошли в серию во время второй мировой войны в Германии и Великобритании. Тем не менее, во многих иностранных дешёвых и средней стоимости магнитофонах, магнитолах и диктофонах даже последних лет выпуска, в том числе позиционируемых, как достаточно высококачественные стереосистемы, применялось именно подмагничивание постоянным током и стирание постоянным магнитом. В советских же магнитофонах даже низких классов подмагничивание осуществлялось только переменным током.

Реализация [ править | править код ]

Величина необходимого тока подмагничивания сильно зависит от конструктивных особенностей записывающей магнитной головки, а также от типа магнитной ленты и скорости ее движения, и составляет единицы миллиампер. Это примерно на порядок больше тока записи (тока полезного сигнала звуковой частоты), подводимого к записывающей головке.

Ток подмагничивания и ток записи совместно подаются на обмотку записывающей головки. Нередко на выходе усилителя записи ставится заградительный фильтр («фильтр-пробка»), настроенный на частоту сигнала подмагничивания и препятствующий его распространению по цепям усилителя записи.

Частота сигнала подмагничивания устанавливается в четыре-пять раз выше верхней границы воспроизводимого диапазона частот; для техники HiFi-класса характерны частоты 85—100 кГц. При такой частоте тока подмагничивания продукты интермодуляции между ним и записываемым сигналом лежат выше области звуковых частот. Форма сигнала должна быть предельно близкой к синусоиде, при этом следует особо избегать асимметричности полуволн сигнала подмагничивания: чётные гармоники тока подмагничивания, и тем более присутствие в токе подмагничивания постоянной составляющей существенно повышают уровень шумов ленты. Поэтому в транзисторной технике генератор стирания и подмагничивания (ГСП) выполняется двухтактным, как правило — с трансформаторным выходом [4] . В ламповых магнитофонах применялись как двухтактные ГСП (например, на двойном триоде 6Н1П), так и однотактные на мощных пентодах. В некоторых простых магнитофонах (например, «Айдас», Philips EL3300, «Десна») роль ГСП в режиме записи выполнял оконечный каскад УНЧ. В видеомагнитофонах сигнал подмагничивания подаётся только на головку записи звукового канала; видеосигнал (а также частотно-модулированный звуковой сигнал высокой верности) записывается блоком вращающихся головок без подмагничивания.

Оптимальный уровень подмагничивания [ править | править код ]

Уровень подмагничивания — критический параметр тракта записи; он определяет динамический диапазон записываемого сигнала, линейность его АЧХ и уровень искажений. Соответственно, оптимальный ток подмагничивания для конкретной ленты может быть выбран на основе различных критериев:

  • максимальной отдачи ленты на частоте 400 Гц или 1 кГц (критерий максимального динамического диапазона);
  • максимальной линейности АЧХ канала записи-воспроизведения в области «малого сигнала» (минус 20 дБ от номинального, то есть такого, при котором обеспечивается установленный для данной ленты максимальный уровень остаточного намагничивания). На практике, (при автоматической калибровке тока подмагничивания под конкретную ленту), выбирается такой ток подмагничивания, при котором уровень отдачи ленты на частоте 400 Гц и 10 кГц (15 кГц) одинаков;
  • минимальными нелинейными искажениями канала записи-воспроизведения на частоте 400 Гц.
  • минимальным уровнем шумов.

В общем случае эти критерии дают разные значения оптимального тока подмагничивания, а значит, выбор оптимального тока подмагничивания является компромиссным. Но чем совершеннее данный экземпляр магнитной ленты, тем ближе между собой оптимальные токи подмагничивания, полученные по этим критериям.

Оптимальный ток подмагничивания для конкретной ленты может отличаться от стандартного тока, установленного на заводе; это отклонение может быть несущественным в простых системах, но совершенно неприемлемо при использовании компандерных систем шумоподавления (Dolby NR и аналоги). Превышение тока подмагничивания сверх оптимального «заваливает» верхние частоты и сужает динамический диапазон, и наоборот; компандер Dolby нелинейно усиливает эти огрехи, порождая «модуляцию» АЧХ воспроизведения уровнем сигнала.

Поэтому в кассетных магнитофонах верхнего уровня, начиная с флагманских моделей середины 1970-х годов, применяется, как минимум, ручная регулировка (калибровка) тока подмагничивания под конкретную ленту с использованием встроенных образцовых генераторов стандартной звуковой частоты 400 и 10 000 Гц. Для регулировки магнитофон включается в режиме записи, на вход левого и правого каналов подаются сигналы 400 и 10 000 Гц одинакового образцового уровня. Регулировка заключается в выставлении такого тока подмагничивания, при котором уровни воспроизводимого сигнала левого и правого канала, наблюдаемые по встроенному индикатору, совпадают. По мере удешевления электроники в 1980-х годах ручная регулировка сквозного канала появилась и на моделях среднего уровня, одновременно появились полностью автоматические схемы подстройки тока подмагничивания, управляемые микропроцессором, позволившие осуществлять подстройку тока подмагничивания на деках без сквозного канала (с двумя головками) [5] .

Читайте так же:
Как регулировать клапана по реке

Динамическое подмагничивание [ править | править код ]

Необходимый оптимальный ток подмагничивания уменьшается с ростом высокочастотных составляющих полезного сигнала (полезный сигнал «сам себя подмагничивает»). Поэтому снижение тока подмагничивания в те моменты, когда в полезном сигнале присутствует много высокочастотных составляющих, расширяет динамический диапазон в области высоких частот примерно на 10 дБ. Схемы, реализующие этот принцип, получили название системы динамического подмагничивания, СДП. Лента, записанная на магнитофоне с СДП, может воспроизводиться на любом магнитофоне — при условии, что динамический диапазон его тракта воспроизведения позволяет воспроизвести повышенный относительно стандартного уровень записанного сигнала в области высоких частот.

Из коммерческих СДП наиболее распространённой и известной является Dolby HX Pro, разработанная Dolby Laboratories [6] .

Применение СДП особенно актуально при малых скоростях движения магнитной ленты (4,76 см/c и ниже). Дело в том, что при фиксированном (оптимальном) токе подмагничивания и использовании ленты типа I, АЧХ канала записи-воспроизведения кассетного магнитофона линейна (с стандартным отклонением 3 дБ в рабочем диапазоне частот) только в области «малого сигнала» (при уровне записи порядка −20 дБ относительно номинального). А применение СДП позволяет получить линейную АЧХ без завала высоких частот при существенно бо́льших уровнях записи [7] (порядка −10…−6 дБ), что сравнимо c результатами, которые можно получить на ленте типа IV при фиксированном подмагничивании [8] [9] [10] .

Внешнее подмагничивание [ править | править код ]

В 1960-х гг. компания Tandberg предложила осуществлять подмагничивание отдельной головкой, которую можно было бы ориентировать относительно головки записи так, чтобы получить оптимальное распределение поля подмагничивания в зоне записи. Головка подмагничивания при этом располагается с обратной стороны ленты, напротив записывающей головки, и может не касаться ленты. По понятным причинам в кассетных магнитофонах такую систему применить нельзя.

Такая система, получившая название «Crossfield», применялась в некоторых высококачественных катушечных магнитофонах Tandberg и Akai в конце 1960-х — 1970-х годах. В СССР внешнее подмагничивание осуществил известный конструктор звукозаписывающей техники В. В. Колосов в самодельном магнитофоне «Селигер-2» (первая премия на 25-й Всесоюзной выставке творчества радиолюбителей). [11]

Содержание

История [ править ]

Подмагничивание постоянным током, применявшееся в ранних экспериментальных магнитофонах, существенно повышало шумы ленты (или проволоки). Первый патент на подмагничивание переменным током был выдан ещё в 1921 году Карлсону и Карпентеру (патент США 1640881) и оставался невостребованным до 1940 года, когда опытная технология магнитной записи приблизилась к возможности массового производства. Первые магнитофоны с подмагничиванием переменным током пошли в серию во время второй мировой войны в Германии и Великобритании. Тем не менее, во многих иностранных дешёвых и средней стоимости магнитофонах, магнитолах и диктофонах даже последних лет выпуска, в том числе позиционируемых, как достаточно высококачественные стереосистемы, применялось именно подмагничивание постоянным током и стирание постоянным магнитом. В советских же магнитофонах даже низких классов подмагничивание осуществлялось только переменным током.

Реализация [ править ]

Величина необходимого тока подмагничивания сильно зависит от конструктивных особенностей записывающей магнитной головки, и составляет единицы миллиампер. Это примерно на порядок больше тока записи (тока полезного сигнала звуковой частоты), подводимого к записывающей головке.

Ток подмагничивания и ток записи совместно подаются на обмотку записывающей головки. Нередко на выходе усилителя записи ставится заградительный фильтр («фильтр-пробка»), настроенный на частоту сигнала подмагничивания и препятствующий его распространению по цепям усилителя записи.

Частота сигнала подмагничивания устанавливается в четыре-пять раз выше верхней границы воспроизводимого диапазона частот; для техники HiFi-класса характерны частоты 85—100 кГц. При такой частоте тока подмагничивания, продукты интермодуляции между ним и записываемым сигналом лежат выше области звуковых частот. Форма сигнала должна быть предельно близкой к синусоиде, при этом следует особо избегать асимметричности полуволн сигнала подмагничивания: чётные гармоники тока подмагничивания, и тем более присутствие в токе подмагничивания постоянной составляющей существенно повышают уровень шумов ленты. Поэтому в транзисторной технике генератор стирания и подмагничивания (ГСП) выполняется двухтактным, как правило — с трансформаторным выходом [4] . В ламповых магнитофонах применялись как двухтактные ГСП (например, на двойном триоде 6Н1П), так и однотактные на мощных пентодах. В некоторых простых магнитофонах (например, «Айдас», Philips EL3300, «Десна») роль ГСП в режиме записи выполнял оконечный каскад УНЧ. В видеомагнитофонах сигнал подмагничивания подаётся только на головку записи звукового канала; видеосигнал (а также частотно-модулированный звуковой сигнал высокой верности) записывается блоком вращающихся головок без подмагничивания.

Оптимальный уровень подмагничивания [ править ]

Уровень подмагничивания — критический параметр тракта записи; он определяет динамический диапазон записываемого сигнала, линейность его АЧХ и уровень искажений. Соответственно, оптимальный ток подмагничивания для конкретной ленты может быть выбран на основе различных критериев:

  • максимальной отдачи ленты на частоте 400 Гц или 1 кГц (критерий максимального динамического диапазона);
  • максимальной линейности АЧХ канала записи-воспроизведения в области «малого сигнала» (минус 20 дБ от номинального, то есть такого, при котором обеспечивается установленный для данной ленты максимальный уровень остаточного намагничивания). На практике, (при автоматической калибровке тока подмагничивания под конкретную ленту), выбирается такой ток подмагничивания, при котором уровень отдачи ленты на частоте 400 Гц и 10 кГц (15кгц) одинаков;
  • минимальными нелинейными искажениями канала записи-воспроизведения на частоте 400 Гц.
  • минимальным уровнем шумов.
Читайте так же:
Как отрегулировать зазор между диском и тормозной колодкой

В общем случае эти критерии дают разные значения оптимального тока подмагничивания, а значит, выбор оптимального тока подмагничивания является компромиссным. Но чем совершеннее данный экземпляр магнитной ленты, тем ближе между собой оптимальные токи подмагничивания, полученные по этим критериям.

Оптимальный ток подмагничивания для конкретной ленты может отличаться от стандартного тока, установленного на заводе; это отклонение может быть не существенным в простых системах, но совершенно неприемлемо при использовании компандерных систем шумоподавления (Dolby NR и аналоги). Превышение тока подмагничивания сверх оптимального «заваливает» верхние частоты и сужает динамический диапазон, и наоборот; компандер Dolby нелинейно усиливает эти огрехи, порождая «модуляцию» АЧХ воспроизведения уровнем сигнала.

Поэтому в кассетных магнитофонах верхнего уровня, начиная с флагманских моделей середины 1970-х годов, применяется, как минимум, ручная регулировка (калибровка) тока подмагничивания под конкретную ленту с использованием встроенных образцовых генераторов стандартной звуковой частоты 400 и 10 000 Гц. Для регулировки магнитофон включается в режиме записи, на вход левого и правого каналов подаются сигналы 400 и 10 000 Гц одинакового образцового уровня. Регулировка заключается в выставлении такого тока подмагничивания, при котором уровни воспроизводимого сигнала левого и правого канала, наблюдаемые по встроенному индикатору, совпадают. По мере удешевления электроники в 1980-х годах ручная регулировка сквозного канала появилась и на моделях среднего уровня, одновременно появились полностью автоматические схемы подстройки тока подмагничивания, управляемые микропроцессором, позволившие осуществлять подстройку тока подмагничивания на деках без сквозного канала (с двумя головками) [5] .

Динамическое подмагничивание [ править ]

Необходимый оптимальный ток подмагничивания уменьшается с ростом высокочастотных составляющих полезного сигнала (полезный сигнал «сам себя подмагничивает»). Поэтому снижение тока подмагничивания в те моменты, когда в полезном сигнале присутствует много высокочастотных составляющих, расширяет динамический диапазон в области высоких частот примерно на 10 дБ. Схемы, реализующие этот принцип, получили название системы динамического подмагничивания, СДП. Лента, записанная на магнитофоне с СДП, может воспроизводиться на любом магнитофоне — при условии, что динамический диапазон его тракта воспроизведения позволяет воспроизвести повышенный относительно стандартного уровень записанного сигнала в области высоких частот.

Из коммерческих СДП наиболее распространённой и известной является Dolby HX Pro, разработанная Dolby Laboratories [6] .

Применение СДП особенно актуально при малых скоростях движения магнитной ленты (4,76 см/c и ниже). Дело в том, что при фиксированном (оптимальном) токе подмагничивания и использовании ленты типа I, АЧХ канала записи-воспроизведения кассетного магнитофона линейна (с стандартным отклонением 3 дБ) только в области «малого сигнала» (при уровне записи порядка —20 дБ относительно номинального). А применение СДП позволяет получить линейную АЧХ без завала высоких частот при существенно бо́льших уровнях записи [7] (порядка —10…—6 дБ), что сравнимо c результатами, которые можно получить на ленте типа IV при фиксированном подмагничивании [8] [9] [10] .

Внешнее подмагничивание [ править ]

В 1960-х гг. компания Tandberg предложила осуществлять подмагничивание отдельной головкой, которую можно было бы ориентировать относительно головки записи так, чтобы получить оптимальное распределение поля подмагничивания в зоне записи. Головка подмагничивания при этом располагается с обратной стороны ленты, напротив записывающей головки, и может не касаться ленты. По понятным причинам в кассетных магнитофонах такую систему применить нельзя.

Такая система, получившая название «Crossfield», применялась в некоторых высококачественных катушечных магнитофонах Tandberg и Akai в конце 1960-х — 1970-х годах. В СССР внешнее подмагничивание осуществил известный конструктор звукозаписывающей техники В. В. Колосов в самодельном магнитофоне «Селигер-2» (первая премия на 25-й Всесоюзной выставке творчества радиолюбителей). [11]

Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей

Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей

Приобрести магнитофоны марки «Олимп» сегодня можно либо в специализированных магазинах, которые занимаются скупкой таких вещей, либо найти в интернете. Чтобы понять, что они собой представляют, надо рассмотреть несколько самых распространенных вариантов.

«Олимп-003»

Появление данной модели датируется 84 годом прошлого столетия. Произошло это на Кировском электромашиностроительном заводе имени Лепсе. Представляет собой это устройство настольный бобинный магнитофон, вес которого 27 килограммов.

Если говорить о технических характеристиках, то они следующие:

  • лента двигается со скоростью 19 сантиметров в секунду;
  • диапазон частот равен 22 тысячам Герц;
  • работает от сети в 220 Вольт;
  • частота тока подмагничивания находится в пределах 107 кГц.

«Олимп-004С»

Выпустили эту модель в 85 году прошлого столетия на Кировском электромашиностроительном заводе имени Лепсе. Предназначается он для записи стерео и монофонограмм, а также их воспроизведения через УКУ.

Читайте так же:
Регулировка зажигания мотоцикла урал с лампочкой

Магнитофоны «Олимп» производились в течение долгих лет. Как выглядит обзор катушечных моделей МПК-005 С-1, «Олимп-004С» и других изделий Какие преимущества есть у каждой из них Магнитофоны «олимп»: обзор катушечных моделей мпк-005 с-1, «олимп-004с» и других. их характеристики и особенности Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей Магнитофоны «Олимп» производились в течение долгих лет. Как выглядит обзор катушечных моделей МПК-005 С-1, «Олимп-004С» и других изделий Какие преимущества есть у каждой из них Магнитофоны «олимп»: обзор катушечных моделей мпк-005 с-1, «олимп-004с» и других. их характеристики и особенности Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей Магнитофоны «Олимп» производились в течение долгих лет. Как выглядит обзор катушечных моделей МПК-005 С-1, «Олимп-004С» и других изделий Какие преимущества есть у каждой из них Магнитофоны «олимп»: обзор катушечных моделей мпк-005 с-1, «олимп-004с» и других. их характеристики и особенности Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей Магнитофоны «Олимп» производились в течение долгих лет. Как выглядит обзор катушечных моделей МПК-005 С-1, «Олимп-004С» и других изделий Какие преимущества есть у каждой из них

Что касается технических характеристик, то они следующие:

  • имеется функция «автостоп»;
  • лентопротяжный механизм ЛПМ, который двигается со скоростью 19 сантиметров в секунду;
  • есть возможность использования блока дистанционного управления;
  • диапазон частот равен 2 тысячам Герц;
  • весит такое устройство не меньше 28 килограммов.

«Олимп МПК-005 С-1»

Буквально через год после появления магнитофона «Олимп-004С» на том же Кировском заводе выпустили еще одну модель магнитофона «Олимп-005С». Устройство предназначалось для записи, а также воспроизведения звуков в составе большого радиокомплекса.

Если говорить о технических характеристиках, то они следующие:

  • магнитная лента двигается со скоростью 19 сантиметров в секунду;
  • диапазон частот равен 25 тысячам Герц;
  • магнитофон имеет автореверс;
  • вес модели – 20 килограммов.

«Олимп-006»

В 87 году прошлого столетия на Кировском заводе имени Лепсе выпустили очередную модель «Олимпов». Магнитофон имел МП высшего класса. Также стоит отметить, что было придумано сразу же несколько разработок. Однако было выпущено только 15 магнитофонов, а на серийный конвейер его так и не поставили.

Магнитофоны «олимп»: обзор катушечных моделей мпк-005 с-1, «олимп-004с» и других. их характеристики и особенности Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей Магнитофоны «Олимп» производились в течение долгих лет. Как выглядит обзор катушечных моделей МПК-005 С-1, «Олимп-004С» и других изделий Какие преимущества есть у каждой из них Магнитофоны «олимп»: обзор катушечных моделей мпк-005 с-1, «олимп-004с» и других. их характеристики и особенности Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей Магнитофоны «Олимп» производились в течение долгих лет. Как выглядит обзор катушечных моделей МПК-005 С-1, «Олимп-004С» и других изделий Какие преимущества есть у каждой из них Магнитофоны «олимп»: обзор катушечных моделей мпк-005 с-1, «олимп-004с» и других. их характеристики и особенности Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей Магнитофоны «Олимп» производились в течение долгих лет. Как выглядит обзор катушечных моделей МПК-005 С-1, «Олимп-004С» и других изделий Какие преимущества есть у каждой из них Магнитофоны «олимп»: обзор катушечных моделей мпк-005 с-1, «олимп-004с» и других. их характеристики и особенности

«Олимп УР-200»

Еще одна модель, которая была создана на базе магнитофона «Олимп-005С». Выпуск ее датируется 88 годом прошлого столетия.

  • стабилизация скорости имеет кварцевую систему;
  • электронная коммутация есть на всех входах;
  • имеется автореверс;
  • есть регулировка подмагничивания;
  • имеется таймер включения магнитолы;
  • диапазон частот равен 25 тысячам Герц;
  • весит модель 20 килограммов.

«Олимп-700»

Данная модель также была создана на основе «Олимпа-005С» на том же Кировском заводе имени Лепсе. Магнитофон также оснащен автореверсом, имеется регулировка тока подмагничивания. Работает техника прекрасно и без сбоев.

Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей Магнитофоны «Олимп» производились в течение долгих лет. Как выглядит обзор катушечных моделей МПК-005 С-1, «Олимп-004С» и других изделий Какие преимущества есть у каждой из них Магнитофоны «олимп»: обзор катушечных моделей мпк-005 с-1, «олимп-004с» и других. их характеристики и особенности Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей Магнитофоны «Олимп» производились в течение долгих лет. Как выглядит обзор катушечных моделей МПК-005 С-1, «Олимп-004С» и других изделий Какие преимущества есть у каждой из них Магнитофоны «олимп»: обзор катушечных моделей мпк-005 с-1, «олимп-004с» и других. их характеристики и особенности Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей Магнитофоны «олимп»: обзор катушечных моделей мпк-005 с-1, «олимп-004с» и других. их характеристики и особенности Магнитофоны «олимп»: история, характеристики, описание моделей Магнитофоны «Олимп» производились в течение долгих лет. Как выглядит обзор катушечных моделей МПК-005 С-1, «Олимп-004С» и других изделий Какие преимущества есть у каждой из них

Что касается технических характеристик, то они такие:

  • вес модели равен 21 килограмму;
  • диапазон частот равняется 35 тысячам Герц;
  • магнитная лента двигается со скоростью 19 сантиметров в секунду;
  • работает от сети в 220 Вольт.

Подводя итог, можно сказать, что магнитофоны «Олимп» выпускались на протяжении нескольких лет. И если изначально они имели много недостатков, то последние модели были усовершенствованы

Поэтому, если сейчас и покупать такую ретротехнику, то лучше обратить внимание на то, что было создано в последние годы существования бренда

Комментарии (8):

Вечера доброго.
Что можете рассказать о таком электромоторе фирмы Sankyo d6nr0(или O), ниже написано (80126-A).
Стоит в старой караоке машине.
Не могу определить её год выпуска, пытаюсь найти хотя бы по названию электромотора.
С уважением.

Almois Jobbing

Обыскал весь инет — нечего не нашёл 🙂 Как-то по старым деталям нет датащитов. Наверное потому, что тогда они были бумажные, а оцифровывать их сейчас у производителя желания 0.0%.

Koff, вам что-то конкретное надо узнать про него ? Если он аналогичен магнитофонным, то можно просто его заменить похожим.

Электроника 323. Мошете сказат номинал сопротивления находяшее с лева от микросхема КР198НТ1Б. У меня это сопротивление сломан…

Almois Jobbing

Если слева по Фото 12, то 24К (килоОма).

Практически все стабилизаторы скорости вращения советского производства это было омно ещё то. Микросхема КР198НТ1Б перегревалась и дохла на ура отчего её название знал наизусть практически каждый кто разбирал те кассетники. А вот с той поры как в руки стали попадать пусть и китайские но кассетники с моторчиками-драйверами люди узнали нормальное качество и стабильность оборотов самого мотора.

Кстати, автор забыл упомянуть ещё и безколлекторные(импортные-отечественные) моторы и главное коллекторные с бронзовыми щётками моторы с прерывателями на якоре японского производства устанавливаемые в магнитолы Panasonic в 80-х годах прошлого века. Вот там качество было зашибись. Есть такой экземпляр могу скриншоты внутренностей моторчика выложить.

Усилители записи

1582922298898.png

Вот типичный график роста зависимости шумов фонограммы от
2-й гармоники тока подмагничивания
bias_distor.png

И это ещё один из "секретов" японских магнитофонов 70х — их генераторы стирания и подмагничивания для уменьшения уровня
четных гармоник были ОЧЕНЬ хорошо симметрированы.

Вложения

Biasing_in_Magnetic_Tape_Recording.pdf

Sagittarius

Старовер
  • 29 Фев 2020
  • #74

В общем, проблема та, что надо писать сигнал от источника с 2 В выходного напряжения. Дальнейшего усиления по напряжению это не предполагает, тогда как необходим подъём на НЧ и ВЧ: надо или усиливать сигнал на величину подъёма, или ослаблять на ту же величину. Хорошо выкрутились акаевцы: НЧ-подъём они сформировали делителем R17-R18C12:

1582965832744.png

Grisha Perelman

Постоялец
  • 29 Фев 2020
  • #75

Grisha Perelman

Постоялец
  • 1 Мар 2020
  • #76

Ok, Dolby HX Pro.

Для начала нам надо знать про нее следующее:
— эта система не имеет никакого отношения к компандерам и системе Dolby HX в частности , поэтому
запись, сделанную с Dolby HX Pro, можно прослушивать на любом магнитофоне
— достоинства Dolby HX Pro столь весомы, что, например, последние студийные аппараты фирмы Studer
использовали такую систему, в неотключаемом режиме, а в аппаратах датской фирмы Lyrec отключение
системы можно было сделать только с помощью перемычки на плате.

Начнем с выходного каскадa Dolby HX Pro — схем управления током подмагничивания (сразу отметим,
что система работает отдельно для каждого канала).
Существует несколько практических способов управления используемых в профессиональной аппаратуре:

Читайте так же:
Порядок регулировки клапанов эвотек

1. регулировка тока транзисторов:

Достоинства: достаточно хорошая регулировка, легко сделать ИС
Недостатки: входной сигнал должен быть синусоидальным с малыми искажениям, проблемы с четными
гармониками, заметное тепловыделение.

— микрохема uPC1297CA, используемая в кассетных магнитофонах (на картинке выходной каскад — это VCA)

1583067467158.png

— аппарат Frida фирмы Lyrec:

1583067538935.png

2. классический VCA + усилитель

Такоий подход использовался фирмой Studer Revox в аппаратах Studer A827 и некоторых других
Достоинства: хорошая регулировка, использование стандартых ИС
Недостатки: входной сигнал должен быть синусоидальным с малыми искажениям, проблемы с четными гармониками,
некоторая громоздкость(особенно в многоканальных системах)

— схема аппарата Studer A827. Обратите внимание на контур L502/C564, который подчищает выходнои сигнал VCA от гармоник.

1583067678124.png

3.Push-pull ключевои каскад + трансформатор

Эта схема, ИМХО, является самой удачной — синусоида получается за счет резонанса в выходной обмотке трансформатора,
четные гармоники минимальны по сравнению с другими схемами.
Недостаток — сильная зависимость четных гармоник от типа примененных ключевых транзисторов.

Пример
— схема аппарата Studer C278.

1583067777509.png

Постоялец
  • 1 Мар 2020
  • #77

Grisha Perelman

Постоялец
  • 1 Мар 2020
  • #78
Постоялец
  • 1 Мар 2020
  • #79

HX-pro.png

Grisha Perelman

Постоялец
  • 1 Мар 2020
  • #80

В профессиональной аппаратуре описанный недостаток легко устраняется (правда, не автоматически).
Добавить СДАП Сухова очень легко (для тех, кому это надо) — но выходной каскад остается АБСОЛЮТНО тот же .

Почему в разных магнитофонах система адаптивного динамического подмагничивания Dolby HX Pro неравнозначно эффективна?

Ответ на этот ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ ВОПРОС проясняет сразу два факта:

— несостоятельность системы Dolby HX Pro во многих деках, или, попросту, зря потраченные деньги, за наличие в этих магнитофонах Dolby HX Pro;

— осуществлённую возможность доработать систему Юргена Енсена Николаем Суховым, что привело к созданию киевским инженером модификации Dolby HX Pro — "САДП".

(подробнее об этом написал сам Сухов:

I. Ху из система адаптивного динамического подмагничивания Dolby HX Pro?
Инженером датской фирмы B&O Юргеном Енсеном было введено понятие «активное подмагничивание», означающее сумму «обычного» тока высокочастотного подмагничивания с током записи, «взвешенным» фильтром верхних частот с частотой среза, равной верхней граничной частоте канала записи и крутизной спада АЧХ 6 дБ/октаву. Другими словами, под активным подмагничиванием понимается сумма всех токов через головку записи, взвешенных частотной характеристикой. «Взвешивание» отображает факт, что более высокочастотные составляющие сигнала записи при равной амплитуде обладают большим подмагничивающим эффектом, чем менее высокочастотные. Завершает схему петля авторегулирования для активного подмагничивания, и Dolby HX Pro (созданная Енсеном при содействии Dolby Laboratories Inc.) — готова.
Алгоритм работы системы можно записать в виде уравнения, основанного на поддержании постоянства суммы
Iз (f/fв) + Iп
где Iз и f – ток и частота сигнала записи, Iп – ток высокочастотного подмагничивания.

II. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, — или как закалялась САДП
Однако, при эксплуатации различных магнитофонов, оснащённых Dolby HX Pro, в работе системы открылась неприятная особенность.
Так, например, в магнитофоне Akai GX-95 (в котором есть возможность Dolby HX Pro отключить и сравнить два режима — с ней, и без неё), несмотря на состояние переключателя Dolby HX Pro, работа системы практически не влияет на качество записи. Также и в Денон DR-M30, Sony TC-R502ES, etc. Напротив, в Люксман К106, Пионер CT-X540WR, эффективность Dolby HX Pro достигает 5. 8 дБ.
В чём причина этакой подковыки? Этим вопросом задался Николай Сухов.
Детально исследовав работу системы, инженер установил, что отмеченный недостаток обусловлен маленькой, но существенной ошибкой в определении алгоритма работы Dolby HX Pro, основанной на неверном определении понятия «активного» подмагничивания.
В различных аппаратах, после экспериментальных измерений было установлено, что зачастую снижения тока подмагничивания при разных уровнях записи в зависимости от частоты сигнала записи явно недостаточно, для компенсации возникающей при таких уровнях нелинейности магнитной ленты на частотах 10…15 кГц.
С помощью выработанной Н. Суховым оптимальной модуляции тока подмагничивания (автор САДП использовал теоретические представления с данными сложных экспериментов) Система Адаптивного Динамического Подмагничивания принципиально отличается от Dolby HX Pro более «весомым» и регулируемым в зависимости от параметров магнитной головки вкладом высокочастотных составляющих тока записи в общее «эффективное» подмагничивание, что приводит к более глубокой модуляции тока высокочастотного подмагничивания. Подбором коэффициента К удалось получить оптимальный режим подмагничивания для любых существующих магнитных головок:
Iп.эфф. = Iз(f/fв)K + Iп
где К – параметр конструкции головки записи, зависящей от соотношения номинальных токов записи и подмагничивания (К

1,7-4).
(Положив в формуле К = 1, мы получим алгоритм работы Dolby HX Pro.)

III. Ответ прост. Ну конечно — головки! Вот разгадка!

Соотношения между токами подмагничивания и записи у магнитных головок разных типов существенно отличаются. С учётом этого становится понятной неоднозначность эффективности Dolby HX Pro: алгоритм её работы независим от соотношения Iп.опт./Iз.ном., поэтому естественно, что в разных головках равному повышению уровня тока записи в децибелах соответствует различный его вклад в «активное» подмагничивание по Енсену.

Читайте так же:
Как регулировать клапана на жигули 2106

Н. Е. Сухов Атлас аудиокассет от Agfa до Yashimi – Киев — МП «СЭА» — «РадioАматор» — 1994. – С.218-230

10 наборов «Сделай сам» из СССР. Акустика, усилители и магнитофоны своими руками (13 фото)

Покупка комплектов для самостоятельной сборки аудиотехники обычно обусловлена не только желанием сэкономить, но и стремлением ощутить причастность к производству предмета своего хобби. Сегодня продажи наборов «Сделай сам» или DIY (Do It Yourself) вновь набирают популярность, вспомним же, какие модели аудиотехники можно было сделать у себя дома в Советском Союзе.

10 наборов «Сделай сам» из СССР. Акустика, усилители и магнитофоны своими руками

Стереомагнитофон

10 наборов «Сделай сам» из СССР

Данный набор выпускал Астраханский машиностроительный завод «Прогресс» с 1982 года. Конструктор включал в себя три законченных блока, выполненных на печатных платах одинакового размера. Они представляли собой усилитель воспроизведения и записи, блок для индикаторов уровня сигнала, генератор токов стирания и подмагничивания, выпрямитель и стабилизатор блока питания. В комплект входили также провода, переменные и постоянные резисторы.

Интересно, что набор предназначался для модернизации катушечных магнитофонов, например, с его помощью можно было превратить монофонический магнитофон в стерео или же улучшить параметры уже имеющегося стереомагнитофона.

Орфей-Стерео

10 наборов «Сделай сам» из СССР

10 наборов «Сделай сам» из СССР

Конструктор для самостоятельной сборки стереофонического усилителя выпускался с 1984 года. В него входили заранее изготовленные и налаженные узлы, включая предварительный усилитель с темброблоком, усилитель мощности на биполярных транзисторах КТ803А, а также входные и выходные разъемы. Амплитудно-частотная характеристика с погрешностью 2 дБ была заявлена от 20 до 20000 Гц.

Максимальная выходная мощность усилителя зависела от напряжения питания и сопротивления нагрузки. При напряжении 18 В она составляла 24 Вт (4 Ом) и 12 Вт (8 Ом). Цена набора была 50 рублей.

Солинг (Старт-7198)

10 наборов «Сделай сам» из СССР

Этот набор выпускался с 1985 года в Киеве закрытым заводом «абонементный ящик 649/01». Несмотря на то, что конструктор был ориентирован на детей, на выходе получались вполне симпатичные стереофонические наушники с диапазоном рабочих частот от 50 до 12500 Гц. Номинальная подводимая мощность головных телефонов составляла 1 мВт, максимальная – 100 мВт.

Радиокубики

10 наборов «Сделай сам» из СССР

Еще один оригинальный набор, радовавший не только пионеров, но и их родителей, производился с 1985 года. С его помощью набора можно было собрать несколько действующих радиотехнических устройств, таких как усилители, генераторы и другие, соединяя кубики между собой с помощью защелок и штеккеров по приложенным схемам и рисункам.

Таких комплектов в 1980-х годах производилось несколько видов, однако все они назывались Радиокубики.

Стереофонический усилитель-корректор

10 наборов «Сделай сам» из СССР

10 наборов «Сделай сам» из СССР

Набор для любителей винила выпускался с начала 1986 года и позволял собрать отдельно стоящий фонокорректор для ММ-головок. Интересно, что хотя соотношение сигнал/шум было вполне пристойным – 68 дБ, сопротивление нагрузки составляло 10 кОм, что слегка отличается от общепринятых 47 кОм.

Диапазон частот корректора был заявлен от 20 до 20000 Гц. Габариты собранной платы были 105 х 130 х 55 мм, масса без корпуса — 150 граммов.

Электроника-20

10 наборов «Сделай сам» из СССР

Комплект для самостоятельной сборки стереофонического усилителя производился Винницким заводом «Ореол» с 1985 года. Набор содержал корпус, узлы и элементы, из которых можно было сделать высококачественный аппарат в двух вариантах, различавшихся выходной мощностью – 20 Ватт на 8 Ом или 10 Ватт на 4 Ома.

Частотный диапазон – от 20 до 30000 Гц, полный коэффициент гармоник – 0,15%. Были предусмотрены регуляторы тембра, а также индикаторы напряжения на выходе и перегрузки.

Камертон-А

10 наборов «Сделай сам» из СССР

Набор производства Харьковского завода «Эталон» выпускался с 1987 года и включал все радиодетали, узлы и элементы, позволяющие самому собрать высококачественный усилитель. Аппарат имел номинальную выходную мощность 2х15 Вт, максимальная мощность на нагрузке 8 Ом достигала 2х20 Ваттт, на 4 Ома — 2х30 Вт. Полоса воспроизводимых частот – 20 — 20000 Гц, переходное затухание между каналами не менее 40 дБ. Габариты усилителя в корпусе были 380 х 280 х 140 мм, его масса составляла 7 килограммов.

Дельта РК-001-стерео

10 наборов «Сделай сам» из СССР

Пожалуй, самый сложный конструктор для самостоятельной сборки, выпускавшийся в СССР. Его с 1988 года производил Вологодский завод «Электротехмаш». Внешнее оформление было скопировано с усилителя JVC-A-X400, однако схема была другой. На выходе получался полный стереофонический усилитель высшей группы сложности с номинальной выходной мощностью 2х50 Ватт.

В аппарате был сенсорный коммутатор входов, семиполосный графический эквалайзер и селектор выходной мощности.

Скиф ПС

10 наборов «Сделай сам» из СССР

Редкий набор, выпускавшийся с 1989 года Макеевским заводом «Скиф», позволял самостоятельно изготовить портативный кассетный проигрыватель со встроенными колонками. Правда, широкополосные динамики могли играть только в диапазоне от 120 до 7000 Гц, а максимальная выходная мощность не превышала 2 х 2,5 Ватт. Питание магнитофон получал от шести батареек типа А-343.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector