Chinasp.ru

Авто Клондайк
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как влияет регулировка клапанов на работу двигателя

Как влияет регулировка клапанов на работу двигателя?

Прежде чем ответить на вопрос, что такое регулировка клапанов, необходимо сначала выяснить, что же представляю собой клапаны двигателей внутреннего сгорания, где они находятся, и выполнение каких функций на них возложено. Конструктивно эти важные детали современных двигателей представляют собой «тарелки» цилиндрической формы с достаточно длинными стержнями. Они устанавливаются в блоке цилиндров, причем в количестве как минимум два на каждый из них. Клапаны в закрытом состоянии прилегают к седлам, которые изготавливаются из стали и запрессовываются в головку блока цилиндров (ГБЦ). Поскольку в процессе функционирования эти детали испытывают значительные механические и тепловые нагрузки, то они изготавливаются из специальных, устойчивых к такого рода воздействиям сталей.

clapan.jpgКлапаны являются составными частями газораспределительных механизмов автомобилей (ГРМ), которые нередко называются клапанными. Они подразделяются на впускные и выпускные. Функцией первых является, как нетрудно догадаться по самому названию, впуск горючей смеси в цилиндры, а вторых — выпуск из них отработавших газов. В процессе работы двигателя клапаны расширяются, их стержни удлиняются, соответственно, изменяются размеры зазоров, которые должны быть между их торцами и толкающими кулачками (в двигателях старых конструкций — коромыслами). В процессе эксплуатации ДВС размеры этих отклонений нарастают, и именно тогда, когда они начинают превышать предельно допустимые значения, следует производить регулировку клапанов. Она состоит в том, чтобы привести зазоры в норму.

Если клапаны периодически не регулировать, то это может привести к весьма нерадостным последствиям. В том случае, когда зазор чересчур мал, то неизбежно будет происходить «подгорание». Это означает, что на поверхностях клапанов будет образовываться достаточно плотный слой продуктов сгорания топливной смеси. Из-за него нарушается нормальная работа системы газораспределения, а, следовательно, и двигателя в целом. К тому же этот нагар достаточно трудно поддается удалению.

В тех случаях, когда зазор чрезмерно велик, клапаны открываются не полностью, и поэтому мощность двигателя существенно падает. Кроме того, они начинают «стучать», и этот стук опытные водители слышат, даже находясь в салоне, за рулем своего авто. Само собой разумеется, что увеличенные клапанные зазоры влияют на работу двигателя внутреннего сгорания ничуть не менее негативно, чем чрезмерно малые.

О причинах пропажи компрессии в дизельных моторах

  1. Первая из причин – неправильная сборка. Если были куплены все нужные для ремонта детали и в момент сборки цилиндры и поршни не были смазаны должным образом, то при запуске двигателя образуются задиры.
  2. Также причина может крыться и в длительном кручении мотора стартером, если авто не заводится. В итоге солярка будет подаваться в цилиндры и смоет остатки масла со стенок.
  3. В дальнейшем это также может вызвать существенное снижение компрессии. Если мотор будет работать на низких оборотах, то это негативно отразится на его состоянии.
  4. Причиной этого явления может стать севший аккумулятор или же масло, имеющее повышенную вязкость.

Итак, компрессия в дизельном двигателе должна быть не менее 22 кг/см2, так как только в этом случае он сможет эффективно работать и будет легко запускаться.

Замер компрессии на двигателе GDI.

Компрессия — силовое воздействие на газообразное тело, приводящее к уменьшению занимаемого им объёма, а также к повышению давления и температуры. В широком смысле слова компрессия — это величина давления, которое создаётся в цилиндре в конце такта сжатия.

Читайте так же:
Кулачковое зажигание на ветерок 8 регулировка

При диагностике неисправностей связанных с перебоями в работе двигателя первым делом необходимо замерить компрессию. Это даст правильное направление для дальнейшего поиска неисправности. Можно сколь угодно улучшать зажигание и подачу топлива, но если цилиндр не достаточно герметичен, то путём работать он не будет. Своевременный замер компрессии может выявить на ранних стадиях разгерметизацию цилиндров, таким образом сэкономить вам деньги на ремонте и время в поиске неисправности.

Особенно требовательны к компрессии дизельные двигатели, так как в них воспламенением топлива происходит без использования свечи зажигания. В таком двигателе в разогретый от сжатия в цилиндре воздух (до температуры, превышающей температуру воспламенения топлива) через форсунку впрыскивается порция топлива. Как следствие если нет достойной компрессии, то и не будет условий для воспламенения дизельного топлива. В процессе впрыскивания топливной смеси происходит его распыливание, а затем вокруг отдельных капель топливной смеси возникают очаги сгорания, по мере впрыскивания топливная смесь сгорает в виде факела. Так как дизельные двигатели не подвержены явлению детонации, характерному для двигателей с принудительным воспламенением, в них допустимо использование более высоких степеней сжатия (до 26), что, в сочетании с длительным горением, обеспечивающим постоянное давление рабочего процесса, благотворно сказывается на КПД данного типа двигателей, который может превышать 50 %.

Допустим: вы обнаружили падение компрессии в одном из цилиндров – значит стоит заподозрить залегание колец в нём (или же нарушение плотности прилегания клапанов). Дальше надо проверить , что именно кольца в этом цилиндре виноваты – залить немного моторного масла в «слабый» цилиндр и повторить замер компрессии. Моторное масло уменьшит зазор в паре поршень-цилиндр (при работе исправной цилиндропоршневой группы (ЦПГ) этот зазор герметизируется кольцами) и компрессия вырастет. Конечно, в двигателе с непосредственным впрыском стоит обратить внимание на то, что в поршне имеется выемка и часть масла будет оседать в ней (т.е. масла надо налить столько, чтоб наполнить эту выемку до краёв и чуть перелить).

porsni

Если компрессия осталась также, значит необходимо ремонтировать клапана (притирать и т.д.).

Итак, здесь мы предположим, компрессия поднялась (при замере с маслом) значит виноваты кольца в этом цилиндре. Дальше два пути – либо разбор двигателя , либо раскоксовка и промывка масляной системы. Разумеется, сначала стоит попробовать сделать раскоксовку. И если не поможет тогда ремонт. Однако если раскоксовка помогла в дальнейшем стоит усилить наблюдение за этим цилиндром и планировать замену колец.

Выше описаны два основных направления «держащих» компрессию: ЦПГ и клапана. Но если вам все — же придётся столкнуться с потерей компрессии или просадкой её в одном из цилиндров дам вам ещё несколько ориентиров, пойдём сверху вниз:

1)С верху за герметичность камеры сгорания отвечают клапана, но снижение компрессии может быть не только от пары тарелка клапана-седло клапана:

1а) Отложения смолистых веществ на клапанах могут снижать площадь впускного канала (дополнительное сопротивление впуску), или даже препятствовать полному закрытию клапана.

1б) Отложения смолистых веществ в каналах головки блока цилиндров могут снижать площадь впускного канала (дополнительное сопротивление впуску), или даже препятствовать полному закрытию клапана.

1в) Прогар клапана.

1г) Маленький тепловой зазор клапанов может мешать плотному закрытию клапана и в последствии стать причиной прогара клапана.

Читайте так же:
Регулировка приоткрытия дроссельной заслонки второй камеры

1д) Клапан погнут. Большой тепловой зазор будет причиной постороннего шума и снижения максимальной мощности двигателя, но в следствии маленького объёма воздуха при замере компрессии себя никак не проявит (аналогично проявится и износ кулачков распредвала).

1е) Неправильно выставленные фазы газораспределения могут быть причиной снижения компрессии вследствие несвоевременного открытия/закрытия клапанов. Влияние на все цилиндры одинаково, т.е. на перепад компрессии между цилиндрами не влияют.

1ж) Некоторые современные двигатели регулируют подачу воздух в цилиндры не привычной для нас дроссельной заслонкой, а высотой/фазами подъема впускных клапанов. Теоретически при неисправностях системы регулировки подъемов клапанов компрессия так же может снижаться, т.к. подъем клапанов при замере может быть не полным. Влияние на все цилиндры будет одинаково, если неисправность постоянная. Однако если неисправность носит плавающий характер замер компрессии будет показывать каждый раз новые данные, и судить о неисправности конкретного цилиндра по компрессии в этом случае опрометчиво. Причиной могут быть как неисправность управления электроклапаном регулирования фаз газораспределения выпускных клапанов, так и сбои датчика. Углубляться в эту тему не буду, т.к. статья не об этом.

2) С низу за герметичность камеры сгорания отвечают элементы ЦПГ :

2а) Износ и как следствие увеличение зазоров в ЦПГ, увеличенный пропуск газов в картер.

2б) Изменение геометрии по причине перегрева двигателя.

2в) Залегание колец.

2г) Задиры на зеркале цилиндра.

2д) Сломанное компрессионное кольцо.

2е) Прогоревший поршень.

2д) Прогар прокладки головки блока цилиндров. Можно дополнительно проверить создав давление в цилиндре при закрытых клапанах (допустим компрессором) и посмотреть появятся ли пузырьки в расширительном бачке системы охлаждения, либо шум в соседнем цилиндре.

Вернёмся к замеру компрессии. При всей своей простоте даже в этом не хитром деле (замер компрессии в двигателе) немного мозгов надо иметь. Особенно если вы мерите компрессию в двигателе с непосредственным впрыском.

Компрессия в цилиндрах двигателя зависит от:

1) способа замера компрессии (с открытым дросселем или закрытым),

2) от состояния зарядки аккумулятора (если АКБ плохо заряжен частота оборотов при замере будут низкая и компрессия заниженная) вплоть до того что умирающий АКБ способен свисти на нет компрессию в последнем цилиндре. Например 1-14 2-12 3-9 4-6кгс/см2

3) замер проведённый с последовательным снятием свечей зажигания покажет меньше (и с большей погрешностью ) , чем замер со всеми выкрученными свечами,

4) Разумеется, огромное влияние оказывает сам компрессометр – заедающий прибор способен вывести из себя даже спокойного автолюбителя,

5) конечно же, плотность прижатия. Сифонящий стык уменьшает компрессию.

6) На значения компрессии влияет загрязнения воздушного фильтра, но одинаково на все цилиндры, поэтому разность между цилиндрами от фильтра не зависит.

Переходим непосредственно к замеру компрессии:

Необходима команда из 3-х человек (1-й по команде крутит стартером, 2-й производит замер, 3-й бежит за пивом; Непосредственно работают двое ) и пол дня работы ( 30 минут на замер компрессии и пол дня на обсуждение результатов под пиво).

В магазине был куплен компрессометр с удлиненной трубкой за 850р, т.к. колодца у Джидаев (и прочих 16-ти клапанников) глубокие, для бензиновых двигателей (а зря, но об этом позже):

kompressometr

Сразу замечу, надо подтянуть места соединений, иначе прокладки из них просто выдавит. Итак, сначала надо снять индивидуальные катушки со всех цилиндров. Всё на фото:

Читайте так же:
Регулировка датчик уровня топлива 2109

katushki

Разумеется, дальше откручиваем все свечи поочереди. Для этого я использую обычный свечной ключ от Ваз 2112 с тонкими стенками:

sveshi

Свечи очень легко извлекаются с помощью вот такой приспособы – магнита на телескопической ручке (ставятся тоже при помощи его), или наконечника катушек открученного ранее:

magnit

Всё, подготовка к замеру компрессии закончена. Сажаем помощника в машину, устанавливаем компрессометр вместо свечи, прикладываем силу (как показано на рисунке) и немного проворачиваем его по часовой стрелке для лучшей герметизации:

zamer

Замечу, что датчик положения коленвала я не отключаю, т.к. не вижу в этом смысла. Лёгкий запах бензина я способен пережить, а вот отломанная фишечка разъёма, или начавший глючить датчик мне не нужен.

Помощник нажемает на газ до упора и поворачивает ключ зажигания в положение «стартер».

Замер компрессии пошел – держите компрессометр крепче. В этот момент пропшикиваний через место стыка не должно быть! Крутим стартером пока не прекратится рост давления (не более 30 сек).

Вот тут засада! GDI обладает завидной степенью сжатия 12, а как следствие и компрессией в 17-19 кгс/см2 ! Так что следовало брать компрессометр для ДИЗЕЛЕЙ с давление до 25 кгс/см2. Иначе будет так:

shkalit

Дальше по накатанной: проверяем компрессию в остальных цилиндрах, в случае просадки компрессии в каком либо цилиндре делаем проверку, раскоксовку и промывку масляной системы как описано выше.

Перед сборкой протираем свечные колодца и промываем свечи карбспреем. Свечи затягиваем с усилием указанным в инструкции (и обязательно по резьбе). Если вылезет ошибка во время замеров, то умный мозг джидая её запомнит и отложет (а чеку погасит) после нормальной заводки, если вы лили масло для диагностики колец, то надо его удалить из цилиндра, либо подождать пока оно выйдет само (двигатель немного подымит и потроит, пока масло всё не сгорит).

В остальном сборка в обратной разборке последовательности.

P.S. Не упустите из виду тот факт что если у вас двигатель подъедает масло (маслосъемные кольца не удаляют излишки масла с зеркала цилиндра), то толщина масляной пленки на цилиндре будет больше нормы. Это напрямую влияет на замер компрессии- вы получите аналогичную ситуацию той что я описал в методике определения не герметичности цилиндра написанной выше. Т.е. результат будет оптимистичнее фактической ситуации.

Ключевые слова: Замер компрессии, замер компрессии в двигателе, Замер компрессии на двигателе GDI, проверка компрессии своими руками.

Причины падения компрессии

Если значения, полученные в результате проведения измерений, оказались ниже нормы, необходимо восстановить требуемое давление в цилиндрах. В противном случае проблема усугубиться, эксплуатация транспортного средства будет невозможной.

Двигатель перестанет запускаться, его обороты во время работы начнут «прыгать», появятся посторонние шумы. Заметно снизится мощность силовой установки, возрастет расход топлива, повысится содержание в выхлопных газах вредных примесей. Кстати, один из основных признаков низкой компрессии – это синий дым из выхлопной трубы, появляющийся в момент запуска двигателя.

К наиболее распространенным причинам падения компрессии относят:

  • Перегоревший поршень, клапан или прокладка на блоке цилиндра.
  • Детали цилиндра заметно износились и требуют замены.
  • Разрушилось седло клапана.

Первое, что надо сделать при обнаружении любого из описанных выше признаков – немедленно заехать на СТО, выполнить замеры и диагностику. Если предварительный «диагноз» подтвердился, необходимо заменить неисправные комплектующие и измерить компрессию повторно.

Читайте так же:
Регулировка клапанов урал 5557

Как часто проверять?

Как правило, специалисты рекомендуют проводить данную процедуру одновременно с заменой свечей зажигания — каждые 30–40 тыс. км. Таким образом, обеспечиваются и профилактические цели.

Однако двигатель нуждается во внеплановом проведении замера, если наблюдаются такие признаки:

  • увеличился расход масла до 150 мл/1000 километров;
  • затруднился пуск по утрам и в холодные дни;
  • появился сизый дым из глушителя;
  • ухудшился режим нейтрального хода — мотор частенько трясёт, он глохнет.

Все эти симптомы могут указывать и на другие неполадки. К примеру, нестабильный ХХ является характерным признаком неисправной системы зажигания. Поэтому перед измерениями всё это надо устранять. Иначе показатели будут неточными, а ремонт и затраты — лишними.

Восстановить компрессию агрегата можно, если нет повреждений ГРМ и показатель снижен из‐за закоксовки. Нужно купить специальную жидкость и провести раскоксовку на горячем моторе. Обычно в Москве такую процедуру проводят по сниженным ценам.

Как правильно замерить компрессию

Чтобы измерить компрессию, необходимо вместо свечи (зажигания или накала) установить компрессометр. Этот прибор представляет собой манометр, соединенный шлангом со штуцером и обратным клапаном. При вращении коленчатого вала двигателя в шланг нагнетается воздух до тех пор, пока давление в шланге не сравняется с максимальным давлением в цилиндре. Его значение зафиксирует манометр.

При измерениях компрессии надо соблюдать важные правила. Во-первых, двигатель должен быть «теплым». Подача топлива должна быть отключена. Можно, например, отключить бензонасос, форсунки или использовать другие способы, препятствующие попаданию большого количества топлива в цилиндры. Во-вторых, необходимо вывернуть все свечи. Выборочный демонтаж свечей, практикуемый на некоторых СТО, недопустим, так как увеличивает сопротивление вращению и произвольно снижает обороты при прокрутке двигателя стартером. В-третьих, аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а стартер – исправен.

Компрессию измеряют как с открытой, так и с закрытой дроссельной заслонкой. При этом каждый из способов дает свои результаты и позволяет определять свои дефекты. Так, когда заслонка закрыта, в цилиндры, очевидно, поступит мало воздуха, поэтому компрессия будет низкой и составит около 0,6-0,8 МПа. Утечки воздуха в этом случае сравнимы с его поступлением в цилиндр. Вследствие этого компрессия становится особо чувствительной к утечкам – даже при малых неплотностях ее значение падает в несколько раз.

При измерении компрессии с открытой заслонкой картина будет иной. Большое количество поступившего воздуха и рост давления в цилиндре, конечно, способствуют увеличению утечек. Однако они заведомо меньше подачи воздуха. Вследствие этого компрессия падает не столь значительно (приблизительно до 0,8-0,9). Поэтому замер компрессии с открытой заслонкой лучше подходит для определения более «грубых» дефектов двигателя, таких как: поломки поршней, закоксовывание колец, прогары клапанов, задиры поверхности цилиндров.

В обоих способах измерения желательно учитывать динамику нарастания давления – это поможет установить истинный характер неисправности с большей вероятностью. Так, если на первом такте величина давления, измеряемая компрессометром, низкая (0,3-0,4), а при последующих тактах резко возрастает, — это косвенно свидетельствует об износе поршневых колец. В таком случае заливка в цилиндр небольшого количества масла сразу увеличит не только давление на первом такте, но и компрессию.

Самым распространенным прибором для проверки компрессии является упомянутый выше компрессометр. В отличие от незамысловатых отечественных конструкций иностранные фирмы выпускают целые наборы с комплектом переходников (адаптеров), позволяющих проводить измерения на автомобилях любых марок и моделей.

Читайте так же:
Регулировка клапанов детройт 12 7 порядок и зазоры

Быстро и эффективно измеряют компрессию современные мотор тестеры. Эти приборы фиксируют фактически не давление, а амплитуду пульсации электрического тока, потребляемого стартером во время прокрутки. Ведь чем выше давление в цилиндре, тем больше затраты мощности стартера на вращение коленвала. Тем самым удается одновременно измерить компрессию во всех цилиндрах всего за несколько оборотов, не прибегая к выворачиванию свечей, что особенно важно для многоцилиндровых двигателей.

С помощью компрессометра

Для выполнения проверки потребуется соответствующее устройство. Компрессометр — простой манометр, оборудованный удлинителями, а также переходниками, предназначенными для подключения к разным свечам зажигания. Типы таких устройств отличаются между собой в зависимости от вида силового агрегата — бензинового или дизельного. Это обусловлено тем, что в последнем уровень компрессии более высокий.

  1. Откройте капот автомобиля, отсоедините провода от свечей и открутите их ключом. Извлеките устройства.
  2. Подготовьте прибор для диагностики. Подключите к нему удлинитель и переходники соответствующих размеров, установите их в свечные гнезда.
  3. После монтажа сядьте на место водителя и покрутите стартерным устройством. На дизельном автомобиле при диагностике компрессии необходимо демонтировать и форсунки.
  4. Выполните проверку в каждом цилиндре мотора. Полученные показатели необходимо сверить с теми, которые указал производитель транспортного средства. Обычно они отмечаются в сервисной книжке по эксплуатации.

Порядок выполнения замеров

Перед тем как проверить компрессию двигателя, необходимо обеспечить полный заряд аккумуляторной батареи и исправную работу стартера. Иначе вы получите заниженные показатели и возьметесь за ремонт силового агрегата вместо продолжения диагностики и поиска других причин.

Существует несколько способов измерения давления – «на холодную», «на горячую», с закрытым и полностью открытым дросселем. Практика показывает, что наиболее точные результаты дает проверка на прогретом моторе, выполняемая согласно инструкции:

  1. Запустите двигатель и доведите температуру охлаждающей жидкости до 70 °С.
  2. Снимите высоковольтные провода и выверните все свечи, на дизеле – форсунки.
  3. Отключите форсунки от контроллера, отсоединив соответствующий разъем. Другой вариант – обесточить бензонасос, вытащив нужный предохранитель.
  4. Вкрутите насадку компрессометра в отверстие 1-го цилиндра, откройте дроссельную заслонку, нажав педаль газа, и проверните коленвал стартером 5–10 раз.
  5. Снимите показания и повторите операцию на остальных цилиндрах.

Замер компрессии

Если вы не хотите касаться электроники, то форсунки бензинового двигателя можете не отключать, на точность показаний это не повлияет, но при диагностике в масляный картер попадет небольшое количество горючего. Топливоподача на дизеле с механическим ТНВД отключается с помощью рычага отсечки.

По результатам измерений делаются следующие выводы:

  1. Если показатели замеров отличаются не более, чем на 1 Бар и близки к оптимальным, поршневая группа и клапаны исправны.
  2. Та же ситуация, но показатели близки к минимальному порогу. Ресурс силового агрегата практически исчерпан, можно ездить дальше и доливать масло, но готовиться к ремонту.
  3. Когда давление в одном из цилиндров на 2–3 Бар ниже остальных, сделайте повторную проверку, залив в свечное отверстие 5 мл моторной смазки. Компрессия выросла – значит, неисправна поршневая группа, поскольку масло уплотнило прилегание колец. Показания остались прежними – виноват прогоревший клапан.

Если давление во всех цилиндрах ниже нормы, придется делать капитальный ремонт. Тест с добавлением масла проводить бесполезно – двигатель все равно нужно разбирать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector